Чарльз Сперджен: «Избрание» (Текстовые проповеди)

Проповеди: Чарльз Сперджен (Charles Haddon Spurgeon)«Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» (2 Фессалоникийцам 2,13-14).

Если бы в священном Слове не было больше стихов, кроме этих, я думаю, что все мы были бы вынуждены принять и признать истину великого и славного учения о Божьем предвечном избрании Своей семьи. Но в человеческом уме, по-видимому, живет глубоко укоренившееся предубеждение против данного учения. И хотя исповедующие христианство признают большинство других учений — одни с осмотрительностью, другие с удовольствием,- все же это, кажется, чаще других пренебрегается и отвергается. За многими нашими кафедрами проповедь об избрании посчиталась бы большим грехом и изменой, потому что его не могут перевести в область так называемого «практического» рассуждение. Я думаю, что они ошибаются относительно этой истины.

Все, что Бог открыл, Он открыл с какой-то целью. В Писании нет ничего, что под влиянием Духа Божьего было бы невозможно использовать в практическом рассуждении, так как «все Писание богодухновенно и полезно» с определенным замыслом духовной пользы. Правда, его нельзя превратить в рассуждение о свободной воле — это мы точно знаем,- но его можно превратить в практическое рассуждение о дарованной благодати; а применение дарованной благодати — наилучшее применение, когда истинное учение о неизменной любви Бога оказывает влияние на сердца святых и грешных.

Пусть те из вас, кого само звучание этого слова заставляет вздрогнуть, скажут: «Я отложу в сторону свои предубеждения и выслушаю беспристрастно; я только послушаю, что скажет этот человек». Не отказывайтесь слушать и не говорите сразу: «Это высокая доктрина». Кто позволил вам называть ее высокой или низкой? Для чего вам противостоять учению Божьему? Помните, что случилось с детьми, которые насмехались над пророком Божьим и кричали: «Иди, плешивый! иди, плешивый!»? Не говорите ничего против учений Божьих, чтобы случайно не вышел из лесу какой-то дикий зверь и не растерзал вас.

Кроме открытого суда неба, есть и другие беды — остерегайтесь, чтобы они не пали на вашу голову. Отложите свои предубеждения; выслушайте спокойно, беспристрастно; послушайте, что говорит Писание. И когда вы примете истину, если Богу будет угодно открыть и показать ее вашим душам, не стыдитесь исповедать ее. Сознаться, что вчера вы ошибались, значит только признать, что сегодня вы немножко мудрее. Вместо того, чтобы запятнать вас, это сделает честь вашей рассудительности и докажет, что вы возрастаете в познании истины.

Библия должна быть превыше всего, а служитель Божий должен находиться под ней. Проповедуя, нам нельзя стоять на Библии, но мы должны проповедовать с Библией над головой. После многих проповедей мы прекрасно понимаем, что гора истины выше, чем могут увидеть наши глаза, облака и мрак окружают ее вершину, и мы не можем разглядеть ее верхушку. И все же мы попытаемся проповедовать ее как можно лучше. Но поскольку мы смертны и склонны ошибаться, применяйте свое суждение, «испытывайте духов, от Бога ли они». Если после тщательных раздумий на склоненных коленях вы придете к тому, что избрание не следует принимать во внимание — что, как я считаю, совершенно невозможно,- то оставьте его, не слушайте проповедей о нем, но веруйте в то и исповедуйте то, что вы считаете Словом Божьим. У меня больше нечего сказать для вступления.

А теперь, во-первых, я скажу немного о истинности данного учения: «Бог от начала избрал вас ко спасению». Во-вторых, я постараюсь доказать, что это избрание абсолютно: «Бог от начала избрал вас ко спасению — не для освящения, но — чрез освящение Духа и веру истине». В-третьих, это избрание вечное, потому что стих говорит: «Бог от начала избрал вас…» В-четвертых, оно личное: «Бог избрал вас». Потом мы рассмотрим результаты данного учения — что оно делает; и наконец, если Бог позволит, постараемся рассмотреть его тенденции и увидеть, на самом ли деле оно — ужасное учение, ведущее к распущенности. Мы возьмем цветок и, как настоящие пчелы, проверим, есть ли в нем мед вообще, может ли из него выйти что-либо доброе или же оно — чистое, неразбавленное зло.

Во-первых, я должен постараться доказать, что данное учение истинно. Позвольте мне начать с argumentum ad hominem — я буду обращаться к вам согласно вашему различному статусу и положению. Некоторые из вас принадлежат к англиканской церкви. Я знаю, что вы глубоко веруете в то, что провозглашают здравым учением тридцать девять догматов. Я дам вам образец того, что они говорят об избрании, так что, если вы верите им, вам придется признать избрание. Я прочитаю часть семнадцатого догмата о предопределении и избрании:

«Предопределение к жизни — это вечный замысел Божий, посредством которого (прежде основания мира) Он по Своему сокрытому от нас изволению неизменно установил избавить от проклятия и осуждения тех из людей, кого Он избрал во Христе, и привести их через Христа к вечному спасению, как сосуды в чести. По сей причине те, кого Бог одарил таким превосходным преимуществом, в свое время будут призваны, согласно намерению Божьему, действием Его Духа; благодаря действию благодати, они повинуются призванию; им даруется оправдание; через усыновление они становятся сынами Божьими; они уподобляются образу Его единородного Сына Иисуса Христа; они живут благочестиво, творя добрые дела, и наконец, по милости Божьей, достигают вечного блаженства».

Я привел этот догмат только для того, чтобы показать вам, что если вы принадлежите к англиканской официальной церкви, то, по крайней мере, не должны возражать против доктрины предопределения.

Еще один человеческий авторитет, которым я хочу подтвердить доктрину,- древний Вальденский символ веры. Если прочитать символ веры древних вальденсов, рожденный среди жгучей ярости преследований, вы увидите, что эти прославленные исповедники христианской веры весьма твердо принимали и признавали эту доктрину как часть истины Божьей. Я переписал из старой книги один из догматов их веры:

«Бог спасает от растления и осуждения тех, кого Он избрал от создания мира не за какое-то предрасположение, веру или святость, которые Он бы предвидел в них, но только по Своей милости во Христе Иисусе, Сыне Своем, пройдя мимо всех остальных, руководствуясь безукоризненным соображением Своей свободной воли и справедливости».

Значит, то. что я проповедую,- не новость, не новое учение. Я люблю провозглашать эти незыблемые древние доктрины, которые называют кальвинизмом, но которые несомненно являются открытой истиной Божьей, какой она есть во Христе Иисусе. При помощи этой истины я совершаю паломничество в прошлое и, проходя, вижу, как встают, чтобы пожать мою руку, отец за отцом, исповедник за исповедником, мученик за мучеником. Если бы я исповедовал пелагианство или верил в учение о свободной воле, то мне пришлось бы проходить через столетия наедине. Там или тут поднимется еретик не очень достойного поведения и назовет меня братом. Но, принимая истину об избрании за критерий своей веры, я вижу землю патриархов, населенную моими братьями; я взираю на толпы людей, исповедовавших то же, что и я, и признающих, что это — религия Церкви Самого Бога.

Также я приведу отрывок из старого баптистского исповедания веры. В этом собрании мы — баптисты, во всяком случае большая часть из нас, и нам приятно читать то, что писали наши праотцы. Примерно двести лет тому назад баптисты собрались и обнародовали свой символ веры для того, чтобы положить конец неким слухам против их ортодоксальности, которые пустили по миру. Я обращаюсь к этой древней книге и в третьем догмате нахожу следующее:

«По установлению Божьему, для явления славы Его, одни люди и Ангелы предопределены, или предназначены, к вечной жизни через Иисуса Христа — для прославления Его великой благодати; другие оставлены действовать в своих грехах к их справедливому осуждению — для прославления Его справедливости. Эти Ангелы и люди, предопределенные и предызбранные таким образом, предуставлены лично и неизменно, и их число определено и установлено, так что не может быть увеличено или уменьшено. Людей, предопределенных к вечной жизни, Бог, согласно Своему вечному и неизменному намерению и тайному изволению совета Его благой воли, еще прежде создания мира избрал во Христе к вечной славе, и это исключительно по Его благодати и любви, без чего-либо в людях, что служило бы для Него условием или причиной сделать это».

Что касается этих человеческих авторитетных источников, то мне совершенно безразличны все три из них. Мне все равно, что они говорят о данной доктрине, будь то «за» или «против» . Я использовал их всего лишь как некое подтверждение для вашей веры, чтобы доказать, что, несмотря на то что меня могут поносить, как еретика или неумеренного кальвиниста, все же меня поддерживает древность.

Если горсточка нас будет стоять одиноко, непоколебимо отстаивая владычество нашего Бога, если нас будут теснить не только враги, но даже наши братья, которые должны бы быть нашими друзьями и помощниками,- это ничего, если только мы сможем рассчитывать на прошлое; доблестная армия мучеников, славный сонм святых исповедников — наши друзья; свидетели истины стоят за нас. Если они за нас, то нельзя сказать, что мы одиноки. Вместе с ними мы воскликнем: «Вот, Бог оставил Себе семь тысяч, которых колена не преклонились пред Ваалом!». Но лучше всего то, что с нами Бог.

Самой большой истиной всегда является Библия и только она. Мои слушатели, вы же не верите ни в какую иную книгу, кроме Библии, не так ли? Если бы я смог доказать эту доктрину на основании всех книг христианства, если бы я смог принести сюда в доказательство всю Александрийскую библиотеку, вы бы не поверили ей больше, чем Библии. Но вы непременно поверите тому, что записано в Слове Божьем.

Я выбрал несколько стихов, чтобы прочитать вам. Когда я допускаю, что вы сомневаетесь в истине, я люблю засыпать вас стихами для того, чтобы изумить вас, заставить сомневаться, если вы действительно не верите. Позвольте мне исследовать ряд стихов, в которых дети Божьи названы избранными. Конечно, если людей называют избранными, то должно быть и избрание. Если Иисус Христос и Его Апостолы имели обычай величать верующих избранными, то мы непременно должны верить, что они были ими, иначе это слово ничего не значит.

Иисус Христос говорит:

«И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни…», «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных… И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба» (Мр. 13:20,22,27).

«Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк. 18:7).

Можно процитировать множество других стихов, в которых упоминается слово «избранные», или «предызбранные», или «предназначенные», или «призванные»; в которых упоминается фраза «Мои овцы» или же другое подобное определение, указывающее на то, что народ Христа выделен среди прочих людей.

Но у вас есть симфонии, и я не буду затруднять вас стихами. Во всех посланиях святые постоянно называются «избранными». В Послании к Колоссянам Павел говорит: «Итак облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие…» В письме Титу он называет себя «Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих…» Петр говорит: «…избранным по предведению Бога Отца». Если обратиться к Иоанну, то оказывается, он тоже очень любил это слово. Он пишет: «Старец — избранной госпоже»; он говорит о нашей «избранной сестре». И нам известен стих: «…избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне». В те дни этого слова не стыдились, не боялись говорить о нем.

А теперь это слово приукрасили разнообразными значениями, изувечили и исказили данное учение до такой степени, что сделали его неким дьявольским учением. И многие, называющие себя верующими, ушли в ряды антиномиан. Но хоть люди и извратили это учение, почему я должен стыдиться его? Мы так же любим истину Божью, когда она истерзана, как и тогда, когда она ходит прямо. Если мы любим мученика до того, как он подвергнут мучениям, то еще сильнее будем любить его, когда он терпит мучения. Когда истина Божья подвергается пытке, мы не называем ее ложью. Нам не нравится, что ее терзают, но мы любим ее даже тогда, когда она истерзана, потому что можем различать, какой бы она была, если бы люди не терзали и не мучили ее своей жестокостью и выдумками.

Если вы прочитаете многие послания древних Отцов, то обнаружите, что они всегда обращаются к народу Божьему как к избранным. И в самом деле, обычным обиходным словом, которым первые христиане называли друг друга во многих церквах, было «избранные». Они часто использовали это слово по отношению друг ко другу, свидетельствуя тем самым о широко распространенном убеждении, что все люди Божьи явно «избранны».

А теперь перейдем к стихам, которые безусловно доказывают это учение. Откройте Библии и обратитесь к Иоанна 15,16. Вы увидите, что Иисус Христос избрал Свой народ. Он говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». Далее, в стихе 19: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир».

Далее в главе 17, стихах 8-9:

«Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои».

Обратимся к Деяниям 13,48:

«Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни».

Пусть те, кто хочет, пытаются придираться к этому стиху, но в оригинале он совершенно ясно гласит: «…предуставлены к вечной жизни». А разные комментарии на него нас не интересуют.

Вряд ли вам нужно напоминать о 8-й главе Римлянам, так как, я надеюсь, вы хорошо знаете ее и теперь уже понимаете. В стихе 29 и последующих говорится:

«Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих?»

Также было бы излишне повторять всю 9-ю главу Послания к Римлянам. Пока она остается в Библии, никто не сможет доказать арминианизм; пока она там записана, самые сильнейшие искажения этого отрывка никогда не смогут искоренить учение Писания об избрании. Прочитаем стихи 11-12: «Ибо, когда они [дети] еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего»». Потом прочитаем стихи 22-23:

«Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе…»

Далее перейдем к Римлянам 11,7:

«Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились».

В стихе 5 той же главы: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток». Вы, несомненно, все припоминаете отрывок из 1 Коринфянам 1,26-29:

«Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее,- для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом».

Вспомните место из 1 Фессалоникийцам 5:9: «…Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа». А еще стих, избранный темой проповеди, чего, мне кажется, вполне достаточно. Впрочем, если мы не полностью удалили ваши подозрения того, что это учение неистинно, и вам нужно больше стихов, можно найти их на досуге.

Мне кажется, друзья мои, что такое огромное количество свидетельств Писания обязательно ошеломит тех, кто дерзает пренебрегать этой доктриной. Что нам сказать о тех, кто так часто ни во что не ставил ее, отвергал ее божественность, кто поносил ее справедливость и брал на себя смелость презирать Бога и называть Его Всемогущим тираном, когда слышал, что Он избрал так много людей к вечной жизни? Можешь ли ты, отвергающий, выбросить ее из Библии? Можешь ли ты взять писцовый ножичек Иегудия и вырезать ее из Слова Божьего? Уподобишься ли ты женщине у ног Соломона и согласишься ли на то, чтобы дитя рассекли надвое и тебе досталась твоя половина? Не здесь ли она, в Писании? И не твои ли долг — преклониться перед ней и кротко признать то, чего не понимаешь, принять ее как истину, хотя ты и не можешь понять ее значения?

Я не стану пытаться доказать справедливость Божью в том, что Он избрал одних, а других оставил. Не мне защищать моего Учителя. Он заступится за Себя, и Он это делает: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему (его): «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» «Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвел меня на свет?», а матери: «зачем ты родила меня?» …Я Господь Бог и нет иного. Я образую свет и творю тьму… Я, Господь, делаю все это». Кто ты, что споришь с Богом? О человек, трепещи и целуй Его жезл; преклонись и покорись Его скипетру; не оспаривай Его справедливость и не привлекай Его дела на свой суд!

Но есть и те, кто говорит: «Мало вероятно, чтобы Бог избирал одних и оставлял других». Но я задам вам вопрос: есть ли между вами желающие быть святыми, желающие быть возрожденными, оставить грех и ходить в святости? «Да,- отвечает кто-то,- я желаю». Тогда Бог избрал вас. А другой скажет: «Нет, я не хочу быть святым; я не желаю оставлять свои похоти и пороки». Зачем же тогда ты ропщешь, что Бог не избрал тебя к спасению? Ведь если бы ты и был избран, то, согласно твоему признанию, тебе бы это не понравилось. Если бы Бог сегодня избрал тебя к святости, то, по твоим словам, она бы тебя не интересовала.

Не признаешься ли ты, что предпочитаешь пьянство трезвости, нечестность правдивости? Ты любишь удовольствия мира сего больше религии; тогда зачем тебе роптать, что Бог не избрал тебя к религии? Если ты любишь святую жизнь, то Он избрал тебя к ней. Если ты желаешь ее, Он избрал тебя к ней. Если же нет, какое ты имеешь право говорить, что Богу следовало бы дать тебе то, чего ты не хочешь?

Представь себе, что у меня в руке то, чем ты не дорожишь, и я сказал, что отдам эту вещь такому-то человеку. Разве у тебя есть право выражать недовольство из-за того, что я не дал ее тебе? Ты не был бы столь безрассудным, чтобы негодовать потому, что другой получил то, что тебя не интересует. Согласно вашему же признанию, многие из вас не хотят иметь дело с религией, не желают нового сердца и правого духа, не желают прощения грехов, не хотят освящения. Вы не желаете быть избранными к этим вещам — зачем тогда вам роптать? Если вы считаете это всего лишь рожками, то для чего вам жаловаться на Бога, Который дал их тем, кого избрал?

Если ты считаешь все перечисленное благом и желаешь его, то оно для тебя. Бог щедро дает всем, кто желает; но сначала Он дает им желание, иначе они никогда не пожелали бы. Если ты любишь эти вещи, то Он избрал тебя к ним и ты можешь обладать ими; но если нет, то кто ты, чтобы придираться к Богу, если твоя же безрассудная воля удерживает тебя от любви к этим вещам и твое же «я» заставляет тебя ненавидеть их?

Допустим, какой-то человек на улице говорит: «Как жаль, что для меня нет места в церкви, чтобы послушать, что скажет этот проповедник». И тут же продолжает: «Я не выношу проповедника, не терплю его учения; но все равно жаль, что для меня нет места». Ожидали ли вы таких слов от него? Нет. На это вы бы ответили: «Этому человеку безразлично. Для чего ему расстраиваться из-за того, что другие получают то, чем он пренебрегает?» Тебе не нравится святость, ты не любишь праведность. Если же Бог избрал меня к ним, оскорбил ли Он этим тебя?

«Но я думал,- говорит другой,- что Бог избрал одних для неба, а других для ада». Это понятие очень отличается от евангельского учения. Он избрал людей к святости и праведности, а через это — для неба. Нельзя говорить, что Он избрал одних только для неба, а других — только для ада. Он избрал тебя к святости, если ты любишь святость. Если кто из вас жаждет быть спасенным через Иисуса Христа, то Иисус Христос избрал вас ко спасению. Если кто из вас желает получить спасение, то вы избраны к получению его, если вы искренне и горячо этого желаете. Но если вы не хотите, почему же вы так безнадежно глупы, что ропщете на Бога, Который дарует другим то, что вам не нравится?

Таким образом, я попытался сказать немного в защиту истинности учения об избрании. А теперь позвольте кратко сказать, что избрание абсолютно, то есть оно не обусловлено тем, какие мы. Наш стих говорит: «Бог от начала избрал вас ко спасению». Наши же оппоненты говорят, что Бог избирает людей потому, что они хорошие; что Он избирает их, принимая во внимание разные дела, которые они совершили. В ответ на это мы спрашиваем: за какие дела Бог избирает Своих людей? За так называемые «дела закона» — дела послушания, которые творение может исполнять? Если да, то на это мы ответим: если люди не могут оправдаться делами закона, то нам кажется совершенно ясным, что они не могут и быть избраны по делам закона; если они не могут оправдаться добрыми делами, то и спастись через них не могут. Следовательно, выбор избранных не может основываться на добрых делах.

«Но,- скажет кто-то,- Бог избрал их, поскольку предвидел их веру». Но ведь веру дает Бог, а поэтому Он не смог избрать их благодаря вере, которую предвидел. На улице сидит двадцать нищих, и я решаю дать одному из них шиллинг. Скажет ли кто-либо, что я выбрал его, чтобы дать ему шиллинг, потому что предвидел, что он получит его? Это было бы вздором. Подобно этому сказать, что Бог избрал людей, предвидя, что они будут иметь веру, которая есть спасение в зародыше, было бы слишком абсурдным, чтобы поверить этому хоть на мгновение. Вера — дар Божий. Всякая добродетель нисходит от Него. Поэтому она не смогла побудить Его избирать людей, так как она — Его дар.

Избрание, мы уверены, является абсолютным и полностью обособлено от добродетелей, которые святые получают после. Пусть даже святой будет столь свят и благочестив, как Павел; пусть даже он будет смел, как Петр, или любящий, как Иоанн,- все же он не вправе ничего требовать от своего Творца. Я никогда не знал ни одного святого любого вероисповедания, который бы считал, что Бог спас его, поскольку предвидел, что у него будут эти добродетели и заслуги.

Более того, если самые лучшие драгоценности, которые когда-либо носил святой, выработаны им самим, они не чистейшей воды. К ним примешано немного праха. Самая возвышенная добродетель, которой мы обладаем, имеет в себе немного земной суеты. Мы чувствуем это, когда наиболее очищены, наиболее освящены. И нашими словами всегда должно быть:

Первый из грешников — я, Иисус умер за меня.

Наша единственная надежда, наше единственное упование все еще возлагается на благодать, явленную в Личности Иисуса Христа. И я уверен: мы должны полностью отказаться от всякой мысли, что наши добродетели, которые являются дарами нашего Господа, ниспосланными Его десницей, когда-либо могли быть причиной Его любви. Мы всегда должны петь: В нас нет ничего, чтоб почет заслужить И усладу доставить Творцу. «Ей, Отче! — всегда наша песнь должна быть, — На то была воля Твоя».

«Кого миловать, Он помилует». Он спасает потому, что желает спасти. И если вы спросите, почему Он спас меня, я только могу ответить: потому что Он пожелал сделать это. Было ли во мне что-либо, что рекомендовало бы меня Богу? Нет; я отказываюсь от всего. Ничто не говорит в мою пользу. Когда Бог спас меня, я был самым жалким, погибшим и негодным из людей. Я лежал перед ним, как дитя в своей крови. Поистине у меня не было силы помочь себе. О, каким несчастным я чувствовал себя, зная, что я таков! Может, у вас и было что сказать в свою пользу перед Богом, но у меня не было. Я рад, что спасен благодатью, неподдельной, чистой благодатью. Я не могу похвастаться никакими заслугами. Может быть, вы можете, но я не могу. Я должен петь:

Лишь дар благодати, от начала до конца, Вызвал любовь и держал мою душу.

В-третьих, это избрание вечно. «Бог от начала избрал вас к вечной жизни». Может ли кто-нибудь сказать мне, когда было начало? Мы возвращаемся к минувшим годам, когда создавались миры и формировалась вселенная; но мы еще и близко не подошли к началу. Пока мы не приблизимся к тому времени, когда еще не рожденная вселенная покоилась в мыслях Бога, пока не войдем в вечность, где Бог, Создатель, жил один, а все творение покоилось в Нем, в Его могущественной, исполинской мысли, мы не определим начала. Можно возвращаться назад и назад века за веками. Можно возвратиться назад, если можно использовать такие странные слова, на целые вечности, и все же мы никогда не достигнем начала. Наши крылья утомятся, воображение ослабеет. Если бы оно могло превзойти вспышку молнии в величии, силе и быстроте, оно все же вскоре бы утомилось, прежде чем достигло начала.

Но Бог от начала избрал Своих, когда невообразимое пространство еще не было измерено крылом ни одного Ангела; когда космические просторы не имели границ или же еще не родились, когда царила вселенская тишина, и ее торжественность не нарушалась голосом или шепотом; когда не было ни бытия, ни движения, ни времени — ничего, кроме Самого Бога, одного в Своей вечности, без песни Ангела, даже без служения херувимов; задолго до того, как родились живые твари или были созданы колеса колесницы Иеговы; даже тогда, «в начале было Слово», уже тогда Божий народ был един со Словом и «в начале Он избрал их к вечной жизни». Наше избрание, следовательно, является вечным. Я не буду останавливаться, чтобы доказать это; я просто повторил эти мысли ради юных новичков, чтобы они смогли понять, что мы имеем в виду под вечным, абсолютным избранием.

В-четвертых, избрание является личным. И снова наши оппоненты попытаются опровергнуть избрание, говоря, что оно — избрание народов, а не людей. Но здесь Апостол говорит: «Бог от начала избрал вас». Доказывать, что Бог избрал не отдельных людей, а народы — самая жалкая идея на земле, потому что те же самые возражения, какие приводят против избрания отдельных людей, приводят и против избрания нации. Если считать несправедливым избрание одного человека, то избрание одной нации было бы намного более несправедливым, поскольку народы — всего лишь союз множества людей. Избрание одного народа, кажется, выглядит более громадным преступлением — если избрание может быть преступлением,- чем избрание одного человека. Несомненно, избрание десяти тысяч посчиталось бы худшим, чем избрание одного человека; отличить целую нацию от остального человечества кажется большей прихотью в действиях божественного владычества, чем избрать одного бедного смертного и оставить другого.

Что такое нации, как не люди? Что такое целые народы, как не сообщества различных людей? Нация состоит из одной, другой, третьей личности. И если вы скажете мне, что Бог избрал евреев, я отвечу: Он избрал того, и того, и того еврея. И если вы скажете, что Он избирает Британию, я скажу, что Он избирает того британца, и того, и того. Так что в итоге это одно и то же. Следовательно, избрание лично, как и должно быть. Каждый, кто читает этот и подобные ему стихи, увидит, что Писание постоянно говорит о людях Божьих в отдельности, говорит о них, как об особых объектах избрания.

Мы — сыны через избрание, Поверившие в Иисуса Христа;

Вечным предопределением Получаем суверенную благодать.

Мы знаем, что избрание — личное.

Рассмотрим следующую мысль: избрание производит хорошие результаты. «Бог от начала избрал вас чрез освящение Духа и веру истине». Сколько людей абсолютно заблуждаются в отношении учения об избрании! И как горит и кипит душа моя при воспоминании тех ужасных зол, которые стали следствием извращения этой славной части славной истины Божьей! Сколько людей сказали себе: «Я избран» и успокоились в праздности, и даже хуже того! Они говорят: «Я избранный Божий» и обеими руками творят зло. Они устремились ко всему нечистому, потому что сказали: «Я избранное дитя Божье, независимо от моих дел, а поэтому могу жить, как мне нравится, и делать, что захочу».

О возлюбленные! Позвольте мне серьезно предупредить каждого из вас: не доводите истину до крайности, или же не превращайте истину в заблуждение, потому что ее невозможно завести в крайность. Можно оскорбить истину, можно извратить к своей погибели до ужасной путаницы то, что предназначалось служить утешением. Говорю вам: тысячи людей погибли потому, что неправильно понимали истину об избрании. Они говорили: «Бог избрал меня к небу и жизни вечной», но при этом забыли написанное, что Бог избрал их «чрез освящение Духа и веру истине». Вот оно, избрание Божье — избрание к освящению и вере. Бог избирает Своих людей, чтобы они были святы и верили.

Сколько среди вас здесь верующих? Сколько людей в любом собрании могут сказать, положа руку на сердце: «Я верую в Бога, что я освящен»? Говорит ли кто-нибудь из вас: «Я избран»? Я напомню вам, что на прошлой неделе вы выругались. Другой скажет: «Я верю, что избран»,- но я напомню вам о некоем плохом поступке, совершенном вами за прошлые шесть дней. Еще кто-то скажет: «Я избран», — но я посмотрю ему в лицо и скажу: «Избран? Ты же самый гнусный лицемер! Вот кто ты». Другие скажут: «Я избран»? Я напомню им, что они пренебрегают престолом милости и не молятся. О возлюбленный! Никогда не думай, что ты избран, если не живешь свято. Ты можешь прийти к Христу как грешник, но прийти к Христу как избранный человек ты не сможешь, пока не узришь своей святости. Не истолковывай мои слова неправильно, не говори: «Я избран», думая, что можешь продолжать жить в грехе. Это невозможно.

Избранные Божьи святы. Они не чисты, не совершенны, не незапятнанны; но если взять их жизнь в целом, они — святые люди. Они отмечены и отличаются от других. Никто не вправе сделать вывод, что он избран, если в нем нет святости. Он может быть избранным, но все же лежать во тьме, и у него нет права верить этому; никто не может видеть его избрания, оно не имеет доказательств. Однажды этот человек может ожить, но в настоящее время он мертв. Если вы живете в страхе Божьем, стараясь угодить Богу и исполнять Его заповеди, не сомневайтесь, что ваше имя было записано в книге жизни Агнца прежде создания мира.

Для того чтобы это не было слишком высоко для вас, заметьте другой признак избрания — веру, «веру истине». Все, кто верит истине Божьей и верует в Господа Иисуса Христа, являются избранными. Я часто встречаю бедные души, которые мучатся такой мыслью: «А что, если я не избран?» «О брат,- говорят они,- я знаю, что доверился Иисусу; я знаю, что верую в имя Его и верую в Его Кровь; но что, если я не избран?» Бедное дорогое творение! Ты не знаешь хорошо Евангелие, иначе никогда бы так не говорил, ибо тот, кто верует, избран. Тот, кто избран, избран к освящению и вере; и если ты имеешь веру — ты один из избранных Божьих. Ты можешь знать это, и тебе нужно это знать, потому что это — окончательный факт. Ты избран, если сегодня как грешник поднимаешь взор к Иисусу Христу и говоришь: Ничего в руках своих не приношу, Только припадаю к Твоему кресту.

Я не боюсь, что избрание напугает бедных святых или грешных. Есть много богословов, которые говорят вопрошающему: «Избрание не имеет к тебе никакого отношения». Это весьма плохо, потому что бедную душу нельзя заставить замолчать. Может, было бы хорошо, если бы ты смог заставить его замолчать таким образом, но он будет думать об этом, он не сможет не думать. Тогда скажи ему: «Если веруешь в Господа Иисуса Христа, то ты избран. Если полагаешься на Иисуса, то ты избран. Говорю тебе, первому грешнику, говорю тебе во имя Иисуса: если ты придешь к Богу без каких-либо дел, совершенных тобой, положишься на Кровь и праведность Иисуса Христа, если придешь ныне и уверуешь в Него, то ты избран. Бог возлюбил тебя еще прежде создания мира, потому что ты не смог бы прийти к Нему, если бы Бог не дал тебе силу и не избрал тебя поступить так. Теперь ты в безопасности и сохранности, если только придешь, возложишь на Иисуса Христа свое упование и пожелаешь быть спасенным и любимым Им.

Но не думай, что можно спастись без веры и святости. Не воображай, мой слушатель, что какое-то постановление, принятое в непроглядных веках вечности, спасет ваши души, если вы не верите в Христа. Не успокаивайтесь и не воображайте, что вы спасетесь без веры и святости. Это самая гнусная и отвратительная ересь, которая погубила тысячи. Не считайте избрание подушкой, на которой можно уснуть, или же вы погибнете. Боже упаси, чтобы я подмащивал снизу подушки, чтобы вам было удобно лежать в грехах. Грешник! В Библии нет ничего, что бы смягчило твои грехи. Если ты осужден, о мужчина; если ты погибшая, о женщина, ты не найдешь в этой Библии ни одной капли, которая охладила бы твой язык, ни одной доктрины, которая смягчила бы твою вину. Твое осуждение будет полностью твоей виной, и твой грех вполне заслужит его, потому что ты не веришь, что осужден. «Но вы не уверовали, ибо вы не из овец Моих, и не хотели прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь».

Не думайте, что избрание извиняет грех, не мечтайте об этом, не убаюкивайте себя в сладком самодовольстве, думая, что вам не придется отвечать. Вы несете ответственность. Мы должны преподносить вам обе вещи. Вы должны знать о суверенности Бога и должны знать об ответственности человека. У нас должно быть избрание, но мы должны взывать к вашим сердцам, мы должны передавать вам Божью истину, мы должны обращаться к вам и напоминать о том, что хотя написано: «Во Мне — опора твоя!», написано также: «Погубил ты себя, Израиль».

И наконец, каковы верные и законные тенденции правильного понимания доктрины об избрании?

Во-первых, я расскажу, к чему, под благословением Божьим, будет побуждать святых доктрина об избрании и, во-вторых, что она несет грешникам, если Бог благословит их избранием.

Во-первых, я думаю, что для святого избрание — одна из наиболее обнажающих доктрин в мире; она убирает всякую надежду на плоть или надежду на что-либо, кроме Иисуса Христа. Как часто мы облекаемся в свою праведность и наряжаемся в фальшивые жемчуга и самоцветы наших собственных дел и поступков. Мы говорим: «Теперь я спасусь, потому что у меня есть то и это доказательство». Но спасает исключительно вера; только вера, и она одна, присоединяет к Агнцу, независимо от дел, хотя она и производит их.

Как часто мы опираемся на какое-то дело, не совершенное нашим Возлюбленным, доверяемся какой-то силе, не сошедшей с неба. И если мы желаем, чтобы эта сила у нас отнялась, мы должны поразмыслить над избранием. Остановись, моя душа, и помысли об этом. Бог возлюбил тебя прежде твоего существования. Он любил тебя, когда ты была мертва в преступлениях и грехах, и послал Своего Сына умереть за тебя. Он купил тебя Своей драгоценной Кровью прежде, чем ты мог пролепетать Его имя. Можешь ли ты гордиться?

Я не знаю ничего, и еще раз ничего, а это для нас более унизительно, чем данное учение об избрании. Иногда я падал ниц перед ним, пытаясь уразуметь его. Я простирал крылья свои и, подобно орлу, взлетал к солнцу. В течение некоторого времени мой взор был твердым, мое крыло верным; но когда я приблизился к нему и мной овладела единственная мысль: «Бог от начала избрал вас ко спасению»,- я растерялся от ее блеска, меня ошеломило ее могущество; и моя душа пала с головокружительной высоты, поверженная и разбитая, говоря: «Господи, я ничто, я меньше, чем ничто. Почему меня? Почему меня?»

Друзья, если вы желаете смириться, исследуйте избрание, так как оно смирит вас под влиянием Духа Божьего. Тот, кто гордится своим избранием, не избран; а кто смиряется, осознавая его, может веровать, что избран. У него есть все основания полагать, что он избран, ибо одно из наиболее благословенных воздействий избрания — это то, что оно помогает нам смириться перед Богом.

И еще одно. Избрание должно сделать христианина бесстрашным и очень мужественным. Никто не будет таким смелым, как тот, кто верует, что избран Богом. Что ему человек, если он избран своим Творцом? Будет ли его интересовать жалкое чириканье каких-то крошечных воробьев, когда он знает, что он — орел из царственного рода? Будет ли его волновать то, что нищий показывает на него пальцем, когда царственная кровь неба течет в его жилах? Испугается ли он, если весь мир поднимется против него?

Пусть земля вооружается, он живет в полном мире, потому что он — под кровом скинии Всевышнего, в великом шатре Всемогущего. «Я — Божий,- говорит он, — я отличаюсь от других людей. Они принадлежат к низшему роду. Не знатного ли я происхождения? Не являюсь ли я одним из аристократов неба? Не записано ли мое имя в Божьей книге?» Интересует ли его мир? Нет; подобно льву, которого не волнует лай собаки, он бросает вызов всем своим врагам. И когда они подходят к нему слишком близко, он наступает и разбивает их вдребезги. Что ему до них? Он возвышается над ними, как колосс, тогда как маленькие людишки снуют под ним и не понимают его. Его чело железное, его сердце каменное; интересует ли его мнение людей? Нет; если бы весь мир освистал его, он улыбнулся бы и сказал:

Избравший Бога убежищем Найдет безопасное жилище.

Я — один из Его избранных. Я избран и любим Богом. И хотя мир гонит меня, я не убоюсь. О приспособленцы, называющие себя верующими, некоторые из вас могут гнуться, как ивы. В нынешнее время не много христиан-дубов, которые смогли бы устоять в бурю. И я скажу вам, почему. Это потому, что вы не верите в избрание.

Человек, знающий, что он избран, будет слишком горд, чтобы согрешить; он не унизит себя настолько, чтобы совершить дела простых людей. Верующий в эту истину скажет: «Чтобы я пошел на компромисс со своими принципами? Чтобы я изменил свои доктрины? Чтобы я отказался от своих взглядов? Чтобы я скрывал то, что, как я верю, является истиной? Нет! Поскольку я знаю, что я -один из избранных Божьих, я скажу истину Божью прямо в лицо всем людям, что бы они ни говорили». Ничто не делает человека таким смелым, как чувство, что он избран Богом. Не вздрогнет, не поколеблется тот, кто знает, что Бог избрал его.

Более того, избрание сделает нас святыми. Под благодатным влиянием Святого Духа ничто не может сделать христианина более святым, чем мысль, что он избран. «Грешить ли мне,- скажет он,- после того, как Бог избрал меня? Совершу ли я преступление, если мне явлена такая любовь? Собьюсь ли я с пути после такой любвеобильной милости и такого сострадания? Нет, Боже; поскольку Ты избрал меня, я буду любить Тебя; я буду жить для Тебя.

Поскольку Ты, мой вечный Бог, Грядешь, Отец мой, вскоре, то я отдам себя Тебе, чтобы быть Твоим навеки через избрание и искупление, полагаясь на Тебя и торжественно посвящая себя на служение Тебе».

А теперь, наконец, я обращаюсь к безбожникам. Что говорит избрание вам? Сначала я на минуту извиню вас, неверующих. Многие из вас не любят избрание, и я не могу винить вас за это, потому что слышал, как проповедники избрания, сойдя с кафедры, говорили: «У меня нет ни одного слова для грешника». Я говорю, что вам не следует любить подобную проповедь, и я не виню вас за это.

Но я говорю тебе, грешник: мужайся, надейся, потому что есть избрание! То, что существует избрание — очень обнадеживающая и радостная весть, далекая от того, чтобы удручать тебя и приводить в уныние. Если бы я сказал, что, возможно, никто не спасется, никто не предопределен к вечной жизни, то разве не задрожал бы ты, не ломал бы руки в отчаянии и не сказал бы: «Тогда как я могу спастись, если никто не избран?» Но я говорю, что избрано большое число людей, без счета — сонм, счесть который не может никакой смертный. Поэтому мужайся, бедный грешник! Отбрось свое отчаяние — и ты можешь быть избран так же, как любой другой! Ибо избрано неисчислимое множество. Для тебя есть радость и утешение!

Затем, не только мужайся, но иди и познай Учителя. Помни: если ты не избран, то этим ничего не потеряешь. Что сказали четыре прокаженных? «Что нам сидеть здесь, ожидая смерти? Пойдем лучше в стан Сирийский. Если оставят нас в живых, будем жить, а если умертвят, умрем». О грешник! Приди к престолу благодати избрания. Ты можешь умереть там, где ты находишься. Иди к Богу; и если даже, допустим, Он отвергнет тебя, если, предположим, Его простертая рука оттолкнет тебя — а это невозможная вещь,- ты все равно ничего не потеряешь. Ты не будешь за это осужден больше.

Допустим даже, что ты осужден. Тогда ты, по крайней мере, получишь удовлетворение от того, что в аду сможешь поднять глаза и сказать: «Боже, я просил у Тебя милости, а Ты не захотел оказать ее мне; я искал ее, но Ты отказал мне в ней». Но ты никогда этого не скажешь, о грешник! Если ты придешь к Нему и попросишь у Него, то получишь, потому что Он еще никого не изгнал вон! Не надежда ли это для тебя? Даже если число избранных определено, все же истинно то, что все ищущие составляют его. Иди и ищи; и если ты будешь первым, кто попадет в ад, скажи демонам, как ты погиб, скажи демонам, что ты отвержен после того, как ты пришел к Иисусу, осознав себя виновным грешником. Говорю тебе, благоговея перед Его именем: это запятнало бы Вечного, и Он бы не позволил такого. Он ревностно оберегает Свою честь и не позволил бы грешнику сказать это.

Но, бедная душа, думай не только о том, что ты не можешь ничего потерять, если придешь. Подумай еще и о том, любишь ли ты сегодня весть об избрании? Желаешь ли ты признать его справедливость? Говоришь ли ты: «Я чувствую, что я погибла; я заслуживаю этого. И если мой брат спасен, я не могу роптать. Если Бог истребит меня, я заслуживаю этого. Но если Он спасет человека, сидящего рядом со мной, у Него есть право поступать как Ему угодно со Своими, и я не могу обвинить Его». Можешь ли ты честно, от всего сердца сказать это? Если да, то доктрина об избрании произвела правильное воздействие на твой дух и ты недалек от царства небесного.

Ты приведен туда, куда нужно, туда, где Дух желает, чтобы ты был. И если ты сегодня таков, иди с миром — Бог простил твои грехи. Ты бы не чувствовал это, если бы не был прощен; ты бы не чувствовал это, если бы Дух Божий не действовал в тебе. Радуйся этому. Пусть твое упование покоится на кресте Христа. Думай не об избрании, а о Христе Иисусе. Уповай на Иисуса — на Иисуса в начале, посредине и без конца.

 

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.