Чарльз Сперджен: «Разве умалился Дух Господень?» (Текстовые проповеди)

Проповеди: Чарльз Сперджен (Charles Haddon Spurgeon)О, называющийся домом Иакова! разве умалился Дух Господень? Книга пророка Михея 2:7. Возможно, есть люди, которые думают, что они могут обратить мир при помощи философии, что выдающейся ораторской речью каменное сердце можно сделать живым или что при помощи церемониального колдовства возможно возродить душу. Но мы во всем полагаемся на Святого Духа и только на Него. Только Он помогает нам в нашем труде. Выполняя свое святое служение, мы не опираемся ни на какую силу, за исключением силы Духа Всевышнего. Неудивительно, что Асир оставлял следы везде, где только ступала его нога, ведь он окунул свои ноги в елей. А если бы его ноги не были помазаны, он не смог бы оставить следов. И пока у нас не будет помазания Святого Духа, пока мы не будем наделены силой свыше, напрасно будем проповедовать Евангелие кротким, утешать сокрушенных сердцем и провозглашать освобождение всем рабам.

Нам необходим Святой Дух, чтобы Он подготовил нас к труду. Сначала Он дает желание идти на ниву Божию, а после этого Он, и только Он, наделяет нас способностью участвовать в сражении. «Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка». Поэтому давайте устремимся исполниться Святым Духом, устремимся под божественное воздействие, чтобы, берясь за труд, мы были готовы к нему. Нет лучшей подготовки к труду Божьему, чем общение с Самим Богом. Отправляйтесь в пустыню вместе со Христом и затем, когда Он призовет вас, будьте готовы последовать за Ним и свидетельствовать о том, что видели вместе с Ним на Святой горе.

Когда мы начинаем свой труд, перед нами встают проблемы: мы хотим, чтобы люди спасались, но для спасения необходимо рождение свыше, а оживлять мы не можем. Оживите камень! Испытайте свои силы сначала дома с камнем на вашем столе, прежде чем попытаетесь изменить каменные сердца людей. Верните к жизни мертвую душу! Идите на кладбище и поднимите покойников, прежде чем делать вид, что можете вернуть грешнику, мертвому в грехах, духовную жизнь. О возрождении мы говорим так: «Это дело рук Божьих». Если ваша вера не сверхъестественная, значит, она ложная. Если Святой Дух не пребывает с вами, то вы, подобно Ианнию и Иамврию, пытаетесь совершить чудо без помощи Господа. Вас постигнет неудача, и вы будете объявлены самозванцами. С вами случится та же беда, что и с семью сыновьями Скевы, которые пытались изгонять бесов: бесы не знают вас, они знают Иисуса Христа и Святого Духа, а над вашими бессмысленными потугами они просто насмехаются. Только люди, не занимающиеся серьезной духовной работой, рассказывают о том, чего они могут достичь. Когда вы на самом деле начнете заниматься священным служением, то обнаружите, как вы слабы. Вы начнете переживать о погибающих душах всем сердцем и убедитесь, что или вам поможет Святой Дух, или у вас ничего не получится.

Несмотря на то, что многие достойные люди посвящают немало времени служению в церкви, дело Божье может стоять на месте. Ведь ничего не произойдет, пока Дух Святой не возьмется за работу! Самостоятельно мы не сделали и шага по направлению к небесам и без помощи Святого Духа не приблизили ни одного человека даже на сантиметр к вечности. Нам необходим Святой Дух, а если Его нет, все наши мероприятия ни к чему ни приведут. Я слышал об одном христианине, у которого была мельница, и однажды в воскресенье люди, шедшие мимо на богослужение, увидели, что колесо мельницы крутится. Они очень удивились, но кто-то из них заметил, что колесо крутится вхолостую, в жерновах ничего нет. Вода случайно прорвала запруду и стала вращать колесо. Другой человек заметил: «Это напоминает мне нашего служителя и его проповеди. Он ничего не делает по сути: колесо крутится, клик-клак, клик-клак, а ничего не происходит». То же самое можно сказать о многих организациях, призванных нести духовное служение: вода течет, искрясь в лучах солнца, но видимое движение не касается насущных нужд людей, не приводит ни к каким практичес ким результатам, кроме скрипа колеса.

О Дух Святой, небесный Голубь,
Приди и утоли наш жизни голод.
А иначе наше служение Господу будет напрасным.

I. Пророк Михей задает вопрос: «Разве умалился Дух Господень?»

Размышляя над этими словами, отметим, во-первых, что Дух Божий невозможно умалить повелениями человека. В предыдущем стихе мы читаем о том, что люди говорили своим пророкам: «Не пророчествуйте». Когда люди говорили именем Бога, то народ, чей разум помрачился из-за беззаконий, приказывал им замолчать. Люди больше не желали слышать о Боге, они отреклись от Него и не хотели иметь с Ним ничего общего. Слова пророков были им в тягость, они тревожили их, им приходилось вспоминать о том, о чем они надеялись забыть навсегда, поэтому они говорили пророкам: «Не пророчествуйте». После этого Михей задает свой вопрос. Пророки говорили под водительством Духа Божьего. Как вы думаете, можно ли умалить, ограничить, связать, заставить замолчать Дух Господень приказом человека? Народ думал, что можно. Люди считали, что им достаточно сказать пророкам: «Успокойтесь. Если вы опять будете говорить, мы посадим вас за решетку, вышлем из страны или отрубим головы», и голос Духа Божьего умолкнет, и Бог онемеет. Но пророк задает им вопрос: «Что вы пытаетесь сделать? Можете ли вы сделать это? Разве умалился Дух Господень?»

Друзья возлюбленные, этого не может быть! Дух Божий не может умалиться, ибо человек, в котором Он обитает, не может не говорить. Люди могут приказать ему замолчать, и он на время подчинится им, но приходит время, и он говорит, как один из древних пророков: «Но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог», — и он вынужден был говорить. Если человек придумал какое-то учение или позаимствовал его у другого, то он может рассказать о нем, а может и не рассказывать. Но если Бог дал ему провозглашать Свое послание, то такой человек не может не говорить, и ничто не заставит его замолчать. Во все века Бог побуждал людей говорить, и они говорили, хотя нередко это стоило им жизни. Когда свет Реформации достиг Англии, те, кто первый принял Евангелие, в основном были слабыми и незначительными людьми. Но они ощутили силу свежего веянья и поняли, что оно исходит от Бога, однако они не до конца были уверены в собственных убеждениях, и очень многие из них отрекались, когда перед их глазами зажигался костер или просто открывались двери тюрьмы. Лучшие из них в первые годы правления Генриха VIII, еще плохо понимая истину, отступали, и враг думал, что они все такие. Охота на людей и преследования продолжались. Тем не менее спустя какое-то время те самые люди, которым отказало мужество, когда они впервые познакомились с истиной, почувствовали укор совести и заявили о том, что жить, отрекшись от истины, страшнее, чем умереть. Силой Бога они вновь начинали смело проповедовать Христа. Был человек, по имени Билни, о котором Хью Латимер сказал много добрых слов. Так вот, хотя он был хорошо наставлен в истине, поначалу и он испугался. Он подумал, что поддался заблуждению, и поэтому отступил, но позже он пошел на смерть. И когда ему представилась возможность бежать, он не воспользовался ею. Он чувствовал, что должен умереть во имя Господа. Был также человек по имени Фрит, который, когда его этапировали через Кройдон, и архиепископ Кентерберий ский (я имею в виду Кранмера, который тоже почти достиг познания истины, но из-за того, что занимал такую должность, был причастен к гонениям) хотел помочь ему скрыться в лесах — в Норвуде или где-нибудь еще — произнес слова, ставшие знаменитыми: «Как только вы оставите меня одного, я вернусь в Ламбет (место казни). Я должен умереть за Христа, и если вы заставите меня на время скрыться, я вернусь, ибо я должен почтить моего Господа». Палачи были удивлены таким поворотом событий. Они не понимали, что люди, подобные Фриту, познали истину, и чем тверже становились их убеждения, тем с большей смелостью они проповедовали, и не могли молчать, потому что ощущали силу в своих душах. Бог, можете быть уверены, не оставит Себя без свидетелей. Если наступит время страха, когда даже храбрые сердца дрогнут и их голос начинает смолкать, вновь придет время уверенности, и люди сделают шаг вперед и заявят: «Я был трусом, но ныне во имя Всевышнего я становлюсь открыто на Его сторону и буду подвизаться за веру, однажды преданную святым». Дух Господень не может быть умален повелениями человека. Он даст Своим слугам силу говорить.

Знайте также и то, что если кто из слуг Божьих брошен в тюрьму, или предан смерти, или замолчал, Дух Господень не умалился, ибо Он воздвигнет новых пророков. Он никогда не терпит поражения. Когда сжигали Яна Гуса, чье имя означает «гусь», он сказал, что Бог найдет лебедя, птицу побольше, чем он. Эти слова стали девизом Лютера, надписью на его щите, и хотя многие хотели зажарить этого лебедя, никому не удалось это сделать. Лютер продолжал жить, потому что Богу были угодны такие свидетели, как он. И до тех пор, пока Бог использовал его, ненависть его врагов была тщетной. И так было и будет во все времена. Где Бог нашел Своих первых свидетелей, которые начали Реформацию? В местах, где бы вы в последнюю очередь искали свидетелей Христа, — в монастырях. Он положил Свою руку на священников и монахов и сказал им: «Идите и проповедуйте Евангелие Христа». И они пошли, и были верными служителями, верными даже до смерти. Они падали под серпом гонителей-католиков, как колосья во время жатвы. То там, то здесь появлялись снопы мучеников. Но хотя враги жали поле, они не смогли убрать его до конца, ибо когда они добирались до одного конца, с другой стороны опять всходили зеленые ростки. Бог воздвигал новых людей, проповедовавших Его слово быстрей, чем убивали тех, кто уже свидетельствовал. И так будет, пока стоит этот мир. Дух Господень не умалился. Если вся Церковь Божия станет отступницей, а я не сильно удивлюсь, если это произойдет с большей частью видимой церкви, ибо этот процесс уже начался, вечные цели Бога все равно исполнятся. Он легко найдет за стенами существующей церкви Своих людей и построит для Себя более чистую и лучшую церковь, которая не будет, как прежняя, но будет твердо держаться Евангелия благодати Божьей в простоте и силе веры. Поэтому не бойтесь, но уверенно отвечайте на вопрос пророка: «Дух Господень не умалился».

Но если те, кто верят в имя Божье, умрут, Дух Господень и тогда не умалится: он найдет способ достучаться до человеческих сердец. Он может говорить через Свое Слово. Невозможно находиться в темноте, имея открытую Библию. Дух также может говорить через многие святые книги, которые в наши дни презираются. Многие хорошие книги, подобно святым прошлого, скитаются в милотях и козьих шкурах: старые пуритане, «терпя недостатки, скорби, озлобления», еще засвидетельствуют о Христе. Вы помните, как книга Томаса Гатри «Свидетельство о спасении», надолго забытая в Шотландии, была найдена пастухом, который принес ее пастору своей церкви. Ее прочитали, и после чтения этой старой и давно потерявшей популярность книги началось благословенное пробуждение евангельской веры. И даже если исчезнут все книги, Дух Божий может воздействовать прямо на сердца людей. Он не умалится. Он по-прежнему сможет призвать Савла Тарсянина без Библии и без проповедника. И если враги Господа смогут совсем уничтожить само имя христиан, Дух Божий все равно начнет все сначала и из ничего создаст новое небо и новую землю, где обитает праведность. Отчаяние? Какое отношение к нам имеет отчаяние, к нам, знающим могущество Бога? Какое отношение к нам имеют сомнения и страх? Господь живет, и Его вечный Дух будет воплощать Свои божественные цели в жизнь без промедления.

II. Далее я хотел бы сказать о том, что Дух Господень не может быть умален по какой бы то ни было причине: не только повелениями человека, но и ничем другим.

Дух Господень не может быть умален какими-то изменениями в Самом Себе. Святой Дух как Бог от Бога может истинно сказать о Себе: «Я — Господь, Я не изменяюсь». Сегодня Он таков же, как и в день Пятидесятницы, и таким Он был всю вечность, у которой нет начала. Он — божественен, Он — вездесущий, всезнающий, всесильный, всемудрый, бесконечный. Он делает так, как хочет. Поэтому Он не умаляется.

Он не умаляется духом времени, каким бы он ни был. Я много слышал об этом и верю, что «дух времени» — это дьявол. Может я говорю слишком прямолинейно и не очень приятно, но о каком-то другом духе времени мне слышать не приходилось. На протяжении всех веков люди знали только одного «князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления». Он являлся в разных видах: дух невежества, дух нетерпимости, дух суеверия, дух зависти, дух неверия, дух философии. Все это производит один и тот же дух, разделяя дары каждому из своих учеников особо, как ему угодно. И хотя дух зла силен, он должен отступить перед Духом Божьим, Который бесконечно сильнее и Который не может быть ограничен, связан или умален духом времени.

И, конечно, Дух Божий не может быть умален открытиями науки. Вчера сделали какое-то новое открытие. Сегодня, вероятно, будет сделано еще одно. Но все это не имеет никакого влияния на мою веру во Христа, да и любое научное открытие не может поколебать ни одного проповедника Евангелия. Чем больше изучены дела Божьи, тем лучше; чем глубже понято творение, чем правильнее оно объяснено, тем лучше. Пусть слова Отца будут возвеличены. Но наши праотцы, которые жили в кромешной тьме незнания, проповедовали то же самое Евангелие, которое проповедуем мы сегодня при свете электрических ламп. Если бы мы жили в римских катакомбах при свете факелов, нам было бы нечего проповедовать, кроме Христа распятого. Но и теперь, когда мы собираемся вместе в просвещенном девятнадцатом столетии, у нас по-прежнему есть лишь одна тема для проповеди — распятый Христос. Современные открытия не могут испугать нас, ибо то, что Дух Божий не умален, сегодня легко видеть из того, что многие ученые мужи подчинились Его силе. Он может обратить как образованных, так и безграмотных. Он часто так делал. Мы знаем тех, кто изучил почти всю землю и небо, но кто, как дитя, теперь сидит у ног Христа. Дух Божий не может быть умален наукой.

Он также не умален мирской суетой множества людей, среди которых мы живем. Когда мы смотрим на окружающих нас людей, то сокрушаемся сердцем из-за них. Нам кажется, что мир никогда не был таким жестоковыйным, никогда люди не были настолько равнодушными, никогда не гнались с такой одержимостью за богатством, как сейчас. Но все это уже было! Просто зло перешло из одного состояния в другое. «Весь мир лежит во зле», в том же месте, где он всегда лежал. Тот же грех ожесточения сердца, та же слепота, то же бессердечие, то же самое Слово Божие, способное действовать, здесь в Лондоне, как и в старом языческом Риме, способное подчинить себе наши английские города, как Оно покорило Афины и Коринф, в которых проповедовал апостол Павел. Мы можем быть уверены, что ничто, присущее современным людям: бедность, пьянство, погоня за удовольствием, равнодушие и тому подобное, не может уменьшить силу Святого Духа и Его власть над людьми.

И Дух Господень не умален даже мастерством Его врагов. В наши дни они овладели уникальным искусством борьбы. Некоторые делают вид, что проповедуют Евангелие, а реально пытаются убить его. Внешне кажется, что они хотят почтить его поцелуем, а на самом деле всаживают нож под пятое ребро. Многие называют себя евангельскими верующими, прекрасно сознавая, что евангельское богословие отвратительно им. Но Святой Дух не умален сегодня точно так же, как Он не был умален, когда сталкивался с умствованиями греческих философов и разбивал их наголову. Простая истина Божия всегда постоит за себя. Туман может сгуститься так, что нельзя будет увидеть кончик собственного носа, но Святой Дух знает путь и видит в самую темную полночь, что церковь Божья пребудет вечно. И Он выведет, как свет, праведность Евангелия и справедливость его, как полдень, и слава его будет сиять подобно горящему светильнику. Он не умален умением врагов.

Я не знаю, как еще выразить то, что я чувствую, но я твердо уверен, что нет абсолютно никого и ничего, что могло бы ограничить или уменьшить власть Святого Духа. Если Он — Бог, значит, Он всемогущ, если Он всемогущ, никто не может связать Его подобно тому, как филистимляне связали Самсона. Он разорвет их путы в клочья. Он — свободный Дух Божий, и никакой силе не сдержать Его.

Когда Господь обнажает мышцу,
Кто противостанет Ему?

III. Теперь я перехожу к практической части моей беседы: мы не должны поступать так, словно Дух Господень умалился. Когда мы так поступаем? Очень часто. Я упомяну девять случаев.

Если мы относимся к Нему так, будто Его святое Слово не может сейчас обращать людей и освящать их, утешать и покорять, как прежде, мы находимся в ужасном состоянии неверия. Его святая Книга в прошлом творила великие чудеса. Она была подобна мечу Голиафа, о котором Давид сказал: «Нет ему подобного, дай мне его». Этот меч обоюдоострый и даже те, кто просто играл с ним, могли поразить себя и найти свою духовную смерть. Многие искажали его себе на погибель. «Но неужели Слово обладает такой же силой сегодня?» Испытайте его. Дайте Библию нечестивым, беспечным и равнодушным, прочитайте ее им, побудите их прочитать ее самостоятельно, и тогда вы увидите, может ли сегодня эта книга обращать людей к Богу. Когда у вас возникают серьезные проблемы, обратитесь к ней, и попросите у Святого Духа благословения, и вы увидите, утешит она вас или нет. В самый темный час вашей жизни вы найдете в Библии свет. Находясь на грани полного отчаяния, вы обретете силу и вернетесь к труду с обновленной надеждой, если будете исследовать Писание и примите его весть. Оно преисполнено утешением. Не допускайте и мысли, что Дух не может дать вам благословения через эту книгу. Он не умалился. Когда вы слушаете и это не приносит вам никакой пользы, то знайте, что проблема не в слабости Духа, а в том, как вы слушаете. Если, читая Библию, вы не получаете удовлетворения, как раньше, будьте уверены, что это ваша собственная вина. Пища перед вами, но что-то случилось с аппетитом. Дух Божий не умалился. Эта книга также богодухновенна, как и в тот день, когда она была написана. Она вдохновлена Богом, и тот, кто читает ее, по-прежнему ощущает ее вдохновляющее воздействие, потому что Бог проникает в сердце через Свое слово. Дух Божий в этой книге не умалился. Будем держаться ее, будем проповедовать ее все больше. Давайте следить за тем, чтобы свои проповеди мы брали из нее, а не из своей головы. И тогда, проповедуя Слово Божье, мы увидим, что Дух Божий не умалился.

Если мы считаем нынешнее положение дел безнадежным, то ведем себя так, словно Дух Божий умалился. Умалился ли Дух Господень, если вы готовы сложить руки и убеждать всех, что ничего нельзя поделать? Умалился ли Дух Господень, если церковь, к которой вы принадлежите, холодна и мертва и в ее служении нет силы? Ваш собственный труд не дает результатов, и, хотя вы упорно продолжаете работать, служение превратилось для вас в рутину. Но разве умалился Дух Господень? Может быть, я обращаюсь сейчас к человеку, который настолько нечестив, что потерял всякую надежду на спасение, но все-таки желает быть спасенным? Возможно, он говорит: «Разве могу я стать христианином? Может ли у меня быть новое сердце и правый дух?» Умалился ли Дух Господень? Разве не может он смягчить ваше сердце, как вы того желаете? Разве не может Он дать вам сильное желание быть спасенным, которого вам не хватает? Разве не может Он дать вам веру во Христа прямо сейчас? Разве не может Он вдохнуть в вас духовную жизни, сделав душою живою, взирающей на крест и имеющей жизнь в Распятом? Дорогой друг, я прошу, если ты ощущаешь ужасную тяжесть греха, если считаешь себя самым ужасным созданием, которое когда-либо оскверняло землю, если чувствуешь себя недостойным не только жить, но и умереть, я прошу тебя, веруй, что Святой Дух может обновить тебя, превратить из грешника в святого и сделать способным прославить Бога прямо сейчас. Если ты не веруешь, ты ограничиваешь силу Святого Духа, и я вновь задаю вопрос «Умалился ли Дух Господень?» Ты останешься в отчаянном положении, если не прибегнешь к помощи Бога: нет Бога — нет надежды. Не стало бальзама в Галааде, нет там врача, если бы был, то дщерь народа моего давно была бы здорова. Где же бальзам? Ищи его в горнем. Где врач? Подними свой взор к небесам. Там ты найдешь Христа Божьего, Который «может всегда спасать», живого Отца и всемогущего Духа. О, если бы тебя оставили сомнения в отношении могущества Божьего! Все возможно Богу. «Есть ли что трудное для Господа?» Сократилась ли мышца Господня? Веруй в то, что Он может все и может все для тебя, святой ты или грешник. И еще раз я задаю тебе вопрос: «Разве умалился Дух Господень?»

Не кажется ли вам, что, когда мы ожидаем только маленьких благословений, мы ведем себя так, словно Дух Господень умалился? Я с огромной радостью наблюдаю за тем, как триста-четыреста человек ежегодно обращаются к Богу и присоединяются к нашей церкви. Это происходит уже много лет. Но если бы я сказал, что это все, на что способен Дух Божий, я бы умалил Его. Если несколько десятков человек обратилось в воскресной школе — я благодарен Богу за то, что вы видите эти обращения постоянно — и вы решили, что достигли вершины успеха, я должен задать вопрос: «Разве умалился Дух Господень?» Дорогие друзья, я не знаю ни одной причины, почему через проповедь, благодаря которой увидел свет один грешник, не может увидеть свет тысяча грешников, слушавших ту же проповедь. Для обращения тысячи грешников нужна та же сила, что и для спасения одного. Один и тот же закон, одна и та же сила приводят и к большим, и к маленьким результатам. О, если бы у нас была могучая вера в то, что Бог «действующею в нас силою может сделать несравненно больше того, чего мы просим, или о чем помышляем»! И эта сила — Святой Дух, Который не может быть умален! Почему бы нам не приходить в дом Божий с молитвой: «О Господи, сверши великие чудеса»? Разве Он не есть Бог, Который творит великие чудеса? Не должны ли мы ожидать от Него многого? Я знаю, что некоторые скажут: «Если многие обратятся, боюсь, что немалое число из них отпадет». Но я по опыту знаю, что когда обращается большое количество человек, то число случайных людей не возрастает в процентном отношении по сравнению с ситуацией, когда обращено мало людей. Причина заключается в том, что когда новообращенных мало, возникает искушение принять их в церковь без строгой проверки. Но когда новообращенных много, мы можем себе позволить более строго подойти к их исповеданию веры. Чем больше, тем лучше, чем больше, тем вернее. Я думаю, так происходит постоянно. Давайте будем верить, что Дух Божий может спасти целый приход, город, может поставить Лондон с ног на голову. О, пусть Господь увеличит возможности нашей веры! «По вере твоей да будет тебе». Но у нас, к сожалению, шестипенсовая вера, и когда мы получаем столько, сколько ей соответствует, то думаем, что стали богатыми, но на самом деле богатые недра неописуемой благодати Божьей остались нетронутыми. О, если бы у нас была вера, чтобы овладеть ими!

И снова, дорогие друзья, разве вам не кажется, что мы относимся к Духу Божию так, словно Он умалился, когда считаем, что наши слабости мешают Ему действовать через нас? «О, я не сомневаюсь, что, используя вас, Бог может благословить очень многих», — скажет кто-нибудь. Но, дорогой друг, если бы ты знал, каким я кажусь себе в собственных глазах, ты бы не стал так говорить. Я, в моем понимании, самый слабый среди вас. «Мои способности, знания и возможности намного скромнее ваших», — скажет другой. Да, это именно так, дорогой друг, и поэтому вы считаете, что Дух Божий не может действовать через вас. Разве вы не понимаете, что, хотя ваши слова кажутся вам проявлением смирения, на самом деле они умаляют Духа Божьего? Каким бы слабым вы ни были, Он может использовать вас. Вы принижаете не себя, а силу Бога. Он может использовать самого ничтожного человека, никому неизвестного, необразованного и слабого. Более того, Он с радостью делает это. А сильных Он заставляет почувствовать себя слабыми, перед тем как начать действовать через них, чтобы они говорили: «Когда я немощен, тогда я силен». Бог использует опустошенные сосуды, а поскольку вас не нужно опустошать, потому что вы уже лишились своей силы, то Бог может начать действовать через вас сразу. В вас нет ничего. Ничего! Поэтому, если Бог будет использовать вас, вся слава будет принадлежать Ему. Поверьте, что Бог может являть Свою силу через вас, и принимайтесь за работу, делайте что-нибудь. Возвещайте Благую весть. Возвещайте снова и снова. Свидетельствуйте там, где вы уже свидетельствовали, и там, где вы о ней никогда не упоминали, и веруйте, что Бог может использовать вас. И Он будет это делать. А если вы по-прежнему настаиваете на том, что Бог не может действовать через вас, я задаю вам вопрос: «Разве умалился Дух Господень?»

Но вот я слышу как говорит другой человек: «Сударь, если бы вы только знали, в каком месте я живу, вы бы поняли, что ни о каких благословениях не может идти речи». Где же вы живете? В стране, где не ступала нога человека? На другом конце света? Там, где кончается земля, прямо за чертой вселенной? Мне есть, что сказать тем, кто живет в глухом месте и ходит в маленькую церковь, в которой лишь несколько человек собираются для богослужения. Не верьте, что Дух Господень может быть ограничен удаленностью от людей того места, где вы живете. Великое служение во имя Христа порой начиналось на глухих хуторах и в маленьких деревеньках. В них загорался огонь, который затем превращался в огромный пожар, подобный тем, что бушуют в лесах Америки. Не имеет значения с какого числа людей все начинается, ибо где двое и трое собраны во имя Христа, там и Он посреди них. А если Он среди них, то вскоре усилиями этих нескольких человек Он появится и в других местах, и огонь пробуждения охватит всю землю. Если вы пасете двух или трех человек, их достаточно для того, чтобы вам достойно отчитаться за свое служение. Не стремитесь иметь большие собрания, стремитесь спасти тех, кто есть. Если Господь благословит через вас класс воскресной школы и двух-трех детей в вашей семье, кто знает, к чему это приведет впоследствии, ибо Дух Господень не умален небольшим числом людей.

Очень многие люди, думая, что Дух Святой всегда должен действовать одинаково, виновны в том, что умаляют Его. Когда я встречаюсь с людьми, свидетельствующими о своей вере и описывающими чувство вины из-за своих грехов, я радуюсь такому старомодному пути обращения. Но если кто-то говорит: «Господь встретил меня и наполнил мое сердце радостью, дав осознать прощение еще до того, как я осознал свои грехи, а осознание своей греховности пришло позже», — я отвечаю сам себе: «Пусть Господь делает Свое дело по-своему». Я не собираюсь устанавливать эталон и стричь всех под одну гребенку, не буду вытягивать на прокрустовом ложе тех, кто короче, и обрезать тех, кто длиннее. Нет, пусть Господь спасает Своих людей так, как Ему угодно. Если кто-то оказывается в подземелье дел закона и там получает удары плетью до тех пор, пока на нем не остается живого места, я надеюсь, ему это пойдет на пользу. Но если другой спокойно пришел ко Христу и знать не знает ни о каких розгах потому, что он был привлечен к Спасителю любовью и добротой и возрадовался в Нем, я думаю, он запомнит это и будет радоваться все дни своей жизни. Обращения не происходят по одному образцу. Для обращения нельзя отлить форму, как для промышленных изделий. Нет двух похожих детей. Великий художник никогда не нарисует две одинаковые картины. Всегда найдется хотя бы маленькое отличие. И когда в церкви совершается какое-то дело, имеющее вечную ценность, оно совершается по-разному. Мы будем не правы, если будем ограничивать Господа рамками действия. «Вы знаете, — скажет кто-нибудь, — в нашей церкви, когда мы собираемся вместе, может говорить любой, кто захочет. Именно так Бог действует среди нас. Я не верю в проповеди одного человека. Мы стоим на грани оскорбления Святого Духа, если считаем, что Он действует только через определенных людей и только в церкви с определенной формой руководства или вообще без него». Другой человек, постоянно слушающий одного проповедника, говорит: «Мне приносят огромную пользу проповеди мистера такого-то и такого-то, и никто не может дать мне столько, сколько он. Мне не нравятся другие способы проведения богослужения, когда говорит не один проповедник, а все могут принимать участие». Братья, пусть другие поклоняются Богу так, как они хотят. Бог благословляет и одну проповедь в течение собрания, и двадцать проповедей. Если служение наполнено силой Святого Духа, пусть оно принимает какие угодно формы. Бог не связан нашими правилами и порядками: если вы видите Бога за работой, то благословите Его имя за это, и пусть Он поступает так, как считает нужным. Вы не должны думать, что Бог действует только одним определенным образом. «Я всегда получаю благословение от проповедей такого-то служителя». Правильно делаете, что вы ожидаете благословения и молитесь о нем. «Но я не рассчитываю получить благословение от такого-то и такого-то. Он ведет себя так странно». Очень может быть, что он действительно ведет себя странно. У Бога есть необычные слуги, и, я должен добавить, у Него есть очень необычные дети тоже. Наши семьи порой тоже очень своеобразны. У некоторых родителей очень чудаковатые мальчики, и у Бога тоже есть очень чудаковатые сыновья и дочери. Но Он терпит их, и мы тоже можем потерпеть. Бывало, что самые полезные в Царстве Божьем люди были большими оригиналами и очень своеобразно несли служение. Если они вам не нравятся, вы не обязаны идти их путем, идите своей дорогой. Им может не нравиться то, как вы поступаете, но они не имеют права винить вас, а у вас нет оснований презирать их. Трудитесь для Господа так, как Он направляет вас и как вы верите. Слово Божие учит вас, веруйте, что Дух Господень не умалился. Бог благословил через Вильяма Хантигтона, возчика угля, многих людей, хотя он и проповедовал кальвинизм, и в то же время Бог благословлял некоторых проповедников, которые проповедовали арминианство. Бог благословляет не кальвинизм и не арминианство, а Христа, Который есть в проповеди. Бог благословляет провозглашение вечной евангельской истины. Поэтому давайте не будем думать, что Святой Дух действует только через определенных людей. «...Разве умалился Дух Господень?»

И опять: мы ведем себя так, будто не верим в эту истину о Духе Божьем, когда думаем, что какие-то люди безнадежно потеряны. Давайте не будем думать, что люди, годами слушавшие проповеди, настолько ожесточили свое сердце против Евангелия, что Святой Дух бессилен спасти их, или что те, кто опустился на дно греха, никогда уже не могут быть очищены, или, что те, кто блуждал очень далеко от стада, никогда не найдут дорогу домой. Неужели Дух Господень умалился, что мы должны терять надежду по отношению к тем людям, которых Бог до сих пор оставил по эту сторону барьера, отделяющего подсудимых от осужденных? Надейтесь на спасение самых ужасных грешников: великие грешники, обретая спасение, воздают Богу, Чей Дух привел их к истине, великую славу.

Если мы не можем поверить в то, что Он может благословить нас сегодня, то относимся к Духу Божьему так, будто Он умалился. «Разочарование постигло меня, — говорите вы, — может быть завтра мне будет лучше». Брат, почему твое состояние не может измениться в этот добрый час? «О, — говорит сестра, — я хочу служить Господу, когда стану старше». Действительно? Ну что ж, ты стала старше после того, как я сказал тебе эти слова, и я думаю сейчас самое время начать служение. Веруйте в Божье сейчас. Веруйте, что благодаря Богу каждое мгновение жизни — хорошее. «День сей — день радостной вести». Почему я не могу вновь посвятить себя Богу прямо сейчас? Почему я не могу прийти ко Христу опять, и опять просить Его дать больше жизни, веры, надежды, радости, святости прямо сейчас? «Разве умалился Дух Господень?»

IV. И последнее, что я хочу сказать: Дух Господень докажет, что Он не умалился. В конце концов все люди признают Его силу, неважно верили они в нее до этого или нет. Он возвеличится в тех, кто будет спасен, и в тех, кто будет потерян навеки.

Он накажет за сопротивление. Те, кто отвергают весть, которую они слышат сегодня, в конце концов будут преданы самим себе. «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым», — говорит вечный Бог. Постоянное отвержение Бога приведет к тому, что человек окончательно лишится Его присутствия и погибнет навечно.

Но, несмотря на противостояние людей, Дух осуществит Божьи замыслы. Упрямство человека не станет на пути у Бога непреодолимой преградой, и то, что Он предопределил, обязательно произойдет. И тогда будет ясно, что Дух Господень не умалился. Ни одни из избранных Божьих не дойдет до конца гибельного пути, все избранные будут действенно призваны, всем им будет дана сила принять Христа, когда они услышат о Нем в проповеди Евангелия.

И третье доказательство того, что Дух не умалился, будет дано, когда Он прославит Христа и подготовит народ Божий к Его второму пришествию. Евангелие будет проповедано во всех народах, и из каждого колена и племени будут собраны свидетели, ожидающие славного явления Христа-Победителя, которое скоро произойдет. Тогда будет ясно, как великолепно Дух Господень подготовил Церковь и количественно, и качественно, как непорочную невесту, в дар Агнцу за Его мучения и ходатайство.

И вы, еще не обратившиеся, но желающие этого, чего вы ждете, видя что Дух Господень готов действовать сейчас и что Он никогда не будет сильнее, чем сейчас? Многим из вас надо поспешить с принятием решения, перешагнуть черту. Вам остался один шаг. Такое нередко уже бывало с вами. Вы почти убеждены! О, Дух Божий, помоги им уверовать во Христа прямо сейчас! Пусть они обратят свой взор на повешенного на древе. Обратитесь и живите! Почему вам кажется, что завтрашний день лучше для покаяния, чем сегодняшний? Чем 1892 год может быть лучше 1891? Я не имею ни малейшего представления об этом. Однако я знаю много причин, почему нельзя откладывать спасение на потом: это опасно, это может дорого стоить, откладывание перерастает в отвержение. Пусть Бог Святой Дух придет и обратит вас к Богу сейчас, чтобы вас не постигла в качестве наказания страшная слепота, которая поражает тех, кто отвергает призывы Духа, чтобы Евангелие не стало для вас недостижимым, чтобы вам, стоящим на пути у Бога, не пасть, чтобы вам не оказаться вне славного множества людей, которых Дух призывает служить живому Богу вместо идолов и ожидать Его Сына с небес! Разве не сказал Он: «Приходящего ко Мне не изгоню вон»? «Когда я могу придти к Нему?» — спросите вы. Когда бы вы ни пришли, Он не прогонит вас. Каких людей Он примет? «Приходящего» — любого приходящего, кем бы он ни был. Как они могут прийти? Они просто должны довериться, довериться Христу. Да сделает Святой Дух вас способными довериться Ему прямо сейчас! Да благословит вас Господь ради Его святого имени! Аминь.

Вечер, 26 февраля, 1891 г.

 

Комментировать

Антиспам: