Дэвид Вилкерсон: «Последнее испытание веры» (Текстовые проповеди)

Текстовые проповеди: Дэвида Вилкерсона (David Wilkerson)«А сыны Израилевы прошли по суше среди моря… расступились воды, влага стала, как стена, сгустели пучины в сердце моря» (Исход 14:29, 15:8).

Какое вызывающее благоговейный страх свидетельство имел Израиль! Бог освободил Свой избранный народ, подняв стеною воды Чермного моря по обеим сторонам его. Израильтяне прошли среди них безопасно, но могущественное египетское войско было уничтожено обрушившимися на них и вновь сомкнувшимися водами.

В Израиле было великое ликование, когда они увидели, что сделал для них Господь. Люди плясали и пели, восклицая: «Господь крепость моя… Господь муж брани… Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя… Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? Ты ведёшь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, — сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей. Господь будет царствовать во веки и в вечность» (см.Исход 15).

Тем не менее, мы видим, как через три дня эти же самые Израильтяне уже ропщут на Господа, Который освободил их. Когда они «не нашли воды» в пустыне, они возроптали: «что нам пить?». Всего через каких-нибудь семьдесят два часа после такого великого чуда, какое они видели, они уже сомневались даже в самом присутствии Бога среди них.

Псалмопевец пишет:

«отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря» (Пс. 105:7).

По сути, он говорит: «такое неверие даже представить себе невозможно! Они начали сомневаться в Боге, находясь ещё у самого того места, где они получили освобождение, – у Чермного моря. Они только что видели своими глазами одно из самых удивительных чудес во всей истории, и воспевали Господу хвалу. Тем не менее, всего через три дня, когда их вера подверглась испытанию, они возопили: «где Бог наш? Он с нами, или нет?»

«Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось. И поверили они словам Его, и воспели хвалу Ему. Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения; увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой. И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их» (105:11-15).

Несмотря на всё их роптание, Господь чудесным образом послал им манну в пищу. И одождил им с неба перепелов, дав им мяса. Теперь у израильтян было столько пищи, что они не знали, что делать с ней. Писание говорит, что они ели до тех пор, пока всё это не полезло у них через ноздри.

И, тем не менее, когда они пришли в Рефидим, там опять не оказалось воды. И опять они потребовали у Моисея:

«дай нам воды пить», и угрожали побить его камнями. Тогда Моисей ударил в скалу, и Бог извёл из неё потоки воды: «разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим» (Пс. 104:41).

Обратите внимание на стих, который буквально сразу следует за этим стихом: «ибо вспомнил Он святое слово Своё к Аврааму, рабу Своему» (105:42). Господь был верен Своему Слову. Он ещё раз удивительным образом позаботился о Своём народе. И всё же, именно там, в Рефидиме, Израиль произнёс это своё постыдное обвинение: «есть ли Господь среди нас, или нет?»

Библия ясно показывает нам, что автором всех этих испытаний был Бог. Именно Он допустил, чтобы израильтяне испытывали голод и жажду. И Он ввёл их в такие тяжкие испытания с одной конкретной целью: научить их доверять Его Слову. Зачем? А затем, что Он готовился ввести их в землю, где от них потребуется абсолютная уверенность в Его обетованиях.

Когда я читаю это место Писания, я удивляюсь тому, как много христиан, испытавших на себе, что такое Божье избавление, буквально сразу после того подвергаются суровому испытанию. Дело в том, что всякая истинная вера рождается в скорби. Никаким другим образом извлечь её из нас невозможно. Когда мы, находясь в горниле испытания, обращаемся к Божьему Слову, полные решимости во что бы то ни стало держаться Его обетований, данных нам, результатом этого всегда будет вера.

Да, вера только так и растёт: от испытания к испытанию, до тех пор, пока у Господа не появится народ, чьё свидетельство таково: «наш Бог верен». Однако, если мы продолжаем роптать и жаловаться на наши обстоятельства, то мы теряем это наше свидетельство. Мы упускаем ту самую цель, для которой Бог призвал, избрал и изменил нас.

Позднее, когда Израиль пришёл в Кадес, что у реки Иордан, народ приблизился настолько к Земле Обетованной, что её оттуда уже можно было увидеть собственными глазами. Бог сказал им, что теперь наступило время пойти и овладеть этой землей. Они решили послать сперва двенадцать соглядатаев в Ханаан, чтобы заранее разведать обстановку там.

Народ ещё не знал того, что Божье терпение было уже на исходе. Он ведь уже пообещал им, что будет идти перед ними. Он уже объявлял им, что ни один враг не устоит перед ними, и что Он Сам будет сражаться за них. Он уже обещал низвести всякую крепость, чтобы ввести их в землю и сделать их победителями над всеми врагами их.

Десять раз Господь вводил Израиля в испытание, и все десять раз Он чудесным образом выводил их из этих обстоятельств. Тем не менее, каждый раз Израиль не выдерживал и падал в вере. Теперь им предстояло пройти последнее испытание.

Бог знал, что народ уже полностью скован неверием, и что от веры у него ничего уже не осталось.

Десять из двенадцати соглядатаев вернулись с нерадостной вестью, которая заразила всё общество. «Да, Ханаан – удивительное место. В нём мы нашли всё так, как и говорил Господь, но земля та полна великанов, которые просто сотрут нас с лица земли. Мы перед ними как кузнечики. И города их неприступны, как крепости. Их стены достают до небес. Мы не настолько сильны, чтобы противостоять такому врагу. Мы просто не можем туда войти» (см.Числа 13).

При этом не забывайте, что Господь уже дал им повеление идти вперёд и овладеть землёй. Итак, какова же была реакция на этот рассказ соглядатаев? «И подняло всё общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь» (Чис. 14:1). Народ внимал грешным соглядатаям вместо того, чтобы доверять слову, которое дал им Господь. И они провели всю ночь в отчаянии, заламывая руки и желая себе смерти. Снова они кричали: «зачем нам продолжать идти вперёд? Бог обманул нас».

В числе этой группы соглядатаев были Иисус Навин и Халев, и они говорили другое, возражая против такого настроения. Они говорили в вере: «Господь сказал, что Он дал нам эту землю. Мы не можем поддаваться страху и восставать против Его Слова. Мы можем победить! Защиты у наших врагов не стало. Господь лишил их защиты, и Он с нами. Пошли вперёд».

Какова была реакция народа?

«Побейте их камнями!» В этот момент терпение Божие закончилось: «И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?» (14:11).

Бог спрашивал: сколько ещё чудес надо совершить, чтобы они верили Мне? Что для них ещё нужно сделать, чтобы они поверили Моему Слову?»

Печально, но то же верно и в отношении многих из Божьего народа сегодня. Мы живём в такое время, когда Слово доступно большему числу людей, чем когда бы то ни было раньше, когда благодаря средствам массовой информации Eвангелие можно услышать в любое время. Тем не менее, как много таких христиан, у которых начисто стирается из памяти Слово Божье, когда они попадают в какой-нибудь кризис! Как часто вместо Слова Божьего они прибегают к «мышце плотской» (2Пар. 32:8), стараясь выпутаться своими силами из кризиса, автором которого был Сам Бог?

Неверие Израиля сделало невозможным осуществление вечного замысла Божьего об их будущем. Моисей сказал о них: «они… дети, в которых нет верности» (Втор.32:20). Теперь Господь уже был настроен на то, чтобы лишить их наследия и уничтожить. Когда Моисей вступился за них, Бог объявил:

«прощаю по слову твоему…но жив Я: все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, …и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят её» (Чис.14:20-23).

Вы понимаете, о чём здесь говорит Бог? Каждый израильтянин в возрасте от 20 лет и старше умрёт теперь в пустыне: «в пустыне сей падут тела ваши… а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, …доколе не погибнут все тела ваши в пустыне» (14:29,33).

Бог задержал исполнение Своего вечного плана для Израиля ещё на тридцать восемь лет. И в течение этих четырёх десятков лет церковь в пустыне состояла из двух совершенно разных поколений: из тех, которым было за двадцать лет и которые не имели духовного видения, и более молодых, которые уповали на Господа.

Какой потрясающий урок дан нам, показывающий, какая большая опасность таится в неверии!

Подумайте о том, какими страшными были эти слова Божии к тому неверующему поколению, страшными именно по причине их бесповоротности и окончательности. Фактически, Он говорил им: «вы не войдёте туда. Я не могу вас больше использовать. Я испытывал вас раз за разом, и каждый раз во всех обстоятельствах вы оказывались не имеющими абсолютно никакой веры или верности. Если бы Я испытывал вас хоть ещё сто раз, вы бы всё равно каждый раз продолжали бы не верить Мне.

Всё, с вами Я больше работать не могу. Вы прощены, но для вас уже больше нет места в Моём труде и в Моих планах. Вы живёте отныне только для того, чтобы умереть. Все последующие годы вашей жизни пройдут впустую».

Мне лично доводилось видеть таких когда-то преданных верующих, которые проводят сейчас свою жизнь впустую.

Без веры просто невозможно угодить Богу. Вы можете возразить: «но ведь всё то, о чём вы до сих пор говорили, это Ветхий Завет. Мы же живём во дни благодати».

Вспомните Слово Божие из послания к Евреям:

«Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие… Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» (Евр. 3:18-19).

Послание к Евреям предупреждает новозаветнюю церковь: «учитесь на примере Израиля и извлекайте уроки. Если этого вы не будете делать, вы можете так же отпасть, как и они. Тогда вы впадёте в злостное неверие, и оно превратит вашу жизнь в одну сплошную пустыню».

Задумайтесь над тем, что случилось с тем неверующим поколением, которое Бог отправил назад в пустыню. Бог однозначно сказал им, от начальников до судей и левитов и других, что Его рука отныне будет против них. Отныне всё, что они в жизни будут знать, это скорби и измождённость души. Они не увидят больше Его славы. Вместо этого они будут поглощены своими собственными проблемами и снедаемы своими собственными похотями.

Это в точности то, что происходит со всеми неверующими христианами: их в конце концов съедает их собственное благополучие — это забота о себе и самообеспечение. У них нет ни духовного видения, ни ощущения Божьего присутствия, ни молитвенной жизни. Они больше не переживают ни за своих ближних, ни за гибнущий мир, ни даже, – что тоже иногда бывает, – за своих друзей. Вместо этого вся их жизнь вращается вокруг их собственных проблем, своих собственных тревог и болезней. Они переживают один кризис за другим, скованные, как панцирем, своей собственной болью и страданиями. И дни их исполнены смятением, борьбой с самим собой, завистью и разделениями.

Все тридцать восемь лет Моисей наблюдал за тем, как один за другим умирал каждый израильтянин из того неверного поколения. Когда он взирал на пустоту жизни тех, кто прозябал в пустыне, он видел, что всё, о чём предупреждал Бог, сбылось. «Рука Господа была на них, чтобы истреблять их из среды стана, пока не вымерли» (Втор. 2:15).

Так и сегодня среди христиан есть некоторые, кто согласен не жить, а просто продлевать своё существование, пока не придёт смерть. Они не хотят ничем рисковать, не хотят доверять Богу, чтобы возрастать и приходить в зрелость. Они не хотят верить Его Слову, и уже закоснели в своём неверии. И сейчас они живут только лишь для того, чтобы умереть.

Неверие Израиля, как огонь, началось с маленькой искорки, но разгорелось в такое пламя, которое поглотило всё общество.

Позвольте мне показать вам, в какой именно момент неверие Израиля из искры разгорелось в бушующее пламя. Это произошло сразу после того, как эти десять не имеющих веры соглядатаев принесли недобрую весть. Народ боялся обвинять Бога, поэтому они обвиняли самих себя: «мы слабые, беспомощные. У нас нет сил на такое дело. Эти враги-исполины слишком сильны для нас. Они нас просто разорвут на части».

Они плакали всю ночь напролёт, и когда на следующий день они вышли из своих шатров, настроение их было такое: «всё, дальше мы не идём. Бог не ответил на наши молитвы. Должно быть, в нас есть что-то злое. Этот путь слишком труден для нас».

Все мы носим вину такого неверия, проявляющегося временами у нас. Часто бывает, что перед очередной трудностью, которая встаёт перед нами, мы позволяем врагу лишить нас силы духа. Нас одолевает, непонятно откуда, вдруг нахлынувшее чувство оставленности и одиночества, и мы чувствуем себя абсолютно ни на что не способными. В нас появляется убеждённость в том, что Господь не слышит нас, и из наших сердец вырывается вопль: «где же Ты, Боже? Я молюсь, я пощусь, я вникаю в Твоё Слово. Всё моё желание в том, чтобы только ещё ближе быть к Тебе и ходить с Тобою. Почему же Ты не избавляешь меня от этого?»

Мы продолжаем приходить в нашу тайную молитвенную комнату, но мы не чувствуем, что мы молимся. Наши души так и остаются сухими, пустыми, измождёнными от постоянной борьбы. И, тем не менее, мы не осмеливаемся обвинять Господа в том, что Он пренебрёг нами в таком нашем положении, и поэтому мы идём к Нему с поникшей головой, унылые и слабые. Мы молимся так: «Господи, я не обвиняю Тебя. Ты благ и добр ко мне. Я знаю, проблема вся во мне. Я столько раз подводил Тебя».

Всё, что Бог слышит от нас в такие времена, это насколько непригодны мы ни к чему в Его глазах. И всё же это не есть смирение. Наоборот, это есть прямое оскорбление Отцу, Который усыновил нас и дал нам в завете обетование любить и поддерживать нас всю нашу жизнь. Когда мы говорим Ему, какие мы плохие, – какие мы слабые, пустые и бесполезные для Него, – то этим мы выражаем наше презрение ко всему тому, что Он уже совершил в нас.

По сути, этим мы говорим Богу: «Отче, все Твои прошлые отношения со мной: все те откровения, которые Ты дал мне, всё то сладостное общение, которое мы имели друг с другом, все те слова, что Ты дал мне сказать во свидетельство другим, – всё это было напрасным. Все Твои благословения и чудеса в моей жизни никак не подействовали на меня». Как это печально Богу слышать! И всё это мы произносим только потому, что не чувствуем себя уверенно. Мы допускаем, чтобы наше уныние убедило нас в том, что весь Божий труд любви, все Его невероятные свершения в нашей жизни для нас ничто.

Я помню такие периоды уныния в моей жизни. Я испытывал чувство неудовлетворенности от своего проповедования, так как я считал, что в своей собственной жизни применяю очень мало из того, о чём проповедую. Я молился: «Господи, я уже произнёс тысячи проповедей, но мало что взял из них для себя. Я чувствую себя таким никчемным. Нет, я не обвиняю Тебя ни в чём, Господи. Я знаю, что проблема во мне».

Но Дух Святой ответил мне на это очень конкретными словами: «довольно этой жалости к себе. Встань! Ты любим, призван и избран. И Я благословил тебя Моим Словом. Итак, иди и проповедуй Его. Ты не забыл ничего из того, что ты проповедовал. Когда возникнет у тебя нужда вспомнить что-либо из этого, Я напомню тебе».

Господь буквально, но с любовью, выгнал меня из моей молитвенной комнаты. И сделал Он это только потому, что с неверием нужно расправляться быстро. Всегда, когда мы начинаем падать в вере, мы должны заставлять себя вспоминать всё, через что провёл нас Господь. Нам нужно вспомнить те чудеса, которые Он совершил в наши трудные времена, и радоваться, всегда помня о том, что Он доволен тем, что уже совершил в нас.

Во время тридцативосьмилетнего странствования Израиля по пустыне с ним происходили одновременно две вещи.

В то время как одно поколение израильтян вымирало с каждым новым днём, влача безрадостное и жалкое существование, Бог воспитывал новое «поколение веры». Это молодое поколение, видя, что произошло с их отцами и матерями, решило: «мы не хотим так жить, как они, быть такими же раздражёнными, пустыми и сосредоточенными только на самих себе. У них нет никакой веры, никакого духовного видения. Они утратили саму цель жизни, для чего они живут».

Посмотрите, что Моисей сказал об этом новом поколении:

«Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал тебе во время путешествия твоего по великой пустыне сей; вот, сорок лет Господь, Бог твой, с тобою; ты ни в чём не терпел недостатка» (Втор.2:7).

Всё, что я сказал вам до этого, я сказал с определённой целью. Всё это я сказал для того, чтобы подвести вас к сути моего послания. И суть эта в том, что я верю, что церковь Иисуса Христа сегодня подошла вплотную и стоит перед своим собственным Иорданом. Он уже полон настолько, что фактически уже вышел из берегов и разливается со всё большей и большей интенсивностью.

Видите ли, в жизни каждого христианина, да и церкви тоже, наступает такая пора, когда Бог подвергает нас последнему испытанию веры. Это то же самое испытание, которому подвергся Израиль, стоя на берегу Иордана со стороны пустыни. В чём же это испытание?

Оно заключается в том, чтобы, взирая на все опасности, которые ожидают нас впереди, – на все проблемы-гиганты, с которыми мы столкнёмся, на высокие стены скорбей, на все духовные начальства и силы зла, которые ищут уничтожить нас, – при этом полностью положиться на Божии обетования. Это испытание на нашу решимость до конца жизни хранить веру в Его Слово и уверенность в Нём. Это испытание на решимость верить в то, что Бог больше, чем все наши проблемы и враги вместе взятые.

Наш Небесный Отец ищет не такой веры, которой хватает на то, чтобы преодолеть сразу только одну трудность или проблему. Он ищет веры длиною в жизнь, пожизненной решимости верить в то, что Он может совершать невозможное. Вера такого рода приносит спокойствие и мир в нашу душу, какова бы ни была наша ситуация. И мы обретаем это спокойствие, потому что мы однажды решили для себя раз и навсегда: «мой Бог больше всех. Он может вывести меня из любой скорби, какой бы она ни была».

Бог провёл определенную черту, и каждый христианин стоит перед нею. Наш Господь любящий и долготерпеливый, но Он не позволит, чтобы Его народ пребывал в неверии. Он не будет стоять и безучастно наблюдать, как Его церковь теряет своё свидетельство, заламывает руки и восклицает: «Бог с нами, или нет? Почему Он не избавит нас от этого испытания?»

Возможно, вы уже подвергались испытаниям, которые приходили в вашу жизнь время от времени. Теперь же пришло время для вас принять решение. Богу нужна такая вера, которая выдержит последнее испытание, такая вера, которая не даст никому и ничему поколебать вашу уверенность в Его верности.

Когда эпоха Моисея в жизни Израиля подошла к концу, мы переходим к книге Иисуса Навина. Здесь уже повествуется о том времени, когда всё то старое, неверующее поколение отошло, и новое поколение, «поколение веры» теперь уже стоит на том же месте, на котором стояли их отцы, – перед Иорданом, и перед тем же выбором, перед которым стояли и они. И что же произошло? Река разделилась перед ними, точно так же, как разделилось в своё время Чермное море, и они прошли посуху на другую сторону.

Тем не менее, сразу после перехода на другой берег это новое поколение столкнулось с могущественным врагом. Прямо перед их изумленными взорами предстал неприступный Иерихон, город, окружённый толстыми, непробиваемыми стенами. Что дальше произошло, вы знаете: эти стены с грохотом обрушились, и благодаря одной только вере!

Что же такое вера, в самом деле?

Вопросу о вере посвящена масса теологических исследований. Говоря простым языком, мы знаем, что вера – это то, что нельзя приобрести только силой своего воображения, или только простым повторением: «я верю, я действительно верю…» Нет, вера – это обязательство, которое мы берём на себя, обязательство слушаться Бога. Именно послушание является признаком веры.

Когда Израилю предстал Иерихон, народу было сказано не говорить ни слова, а просто маршировать. Эти преданные верующие не шептали самим себе: «помоги мне поверить, Господи. Я так хочу поверить». Нет, они были сосредоточены только лишь на одном, чего Бог требовал от них: слушаться Его Слова и идти вперёд. «Вера от слышания, а слышание от слова Божия». Слышание Слова предполагает исполнение Его, послушание Ему.

Им было сказано маршировать в определённом порядке и трубить в трубы определённое количество раз. О чём всё это говорит нам? О том, что в Божьих глазах вера есть ничто иное, как простое послушание Его Слову.

Рассудите сами: когда Иисусу Навину Бог сказал: «ты не ходил раньше этим путём», Он имел в виду вот что: «настало время встать на путь полного доверия. Вплоть до этого времени вы питались только хлебом. Теперь же вам нужно будет употреблять веру. Вы не можете полагаться на свои чувства или способности. Вам нужно будет доверять каждому слову, которое Я говорю вам».

Когда же пришло это Слово, Оно было вот какое:

«вот Я повелеваю тебе: будь твёрд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдёшь» (Иисус Навин 1:9).

Возлюбленные, вот это и есть вера. Она означает принять в сердце решение исполнять всё, что написано в Божьем Слове, не ставя Его под сомнение и не относясь к Нему поверхностно. А мы знаем из опыта, что если наше сердце будет настроено на то, чтобы слушаться Божьего Слова, Бог обязательно сделает так, что Его Слово будет для нас ясным и конкретным. Более того, если Он велит нам сделать что-либо, то Он же даст нам и силу слушаться Его повелений:

«слабый пусть говорит: “я силён”» (Иоиль 3:10)

«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6:10).

Наступает время, когда все мы должны будем сказать: «Иисус, я хочу ходить с Тобой в вере. Я устал от этих подъёмов и падений, от сомнений в Тебе каждый раз, когда приходят трудности. Ты провёл определённую черту, и я переступаю через эту черту верой. Ты обещал сражаться и вести войну за меня. И я доверяюсь Тебе!».

Аминь!

 

Комментировать

Антиспам: