Джон Уэсли: «Оправдание по вере » (Текстовые проповеди)

Проповеди Джона Уэсли (John Wesley)«Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу; а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим.4:4-5).

Каким образом грешник может быть оправдан пред Богом, Господом и Судьей всех и вся? — это очень важный вопрос для каждого человека. В нем содержится само основание всех наших надежд, потому что пока человек не примирился с Богом, его душа не может обрести истинный покой и истинную радость ни в этом веке, ни в вечности. О каком мире и покое может идти речь, когда нас обвиняет не только наше сердце, но, самое главное, нас обвиняет Тот, Кто больше чем наше сердце, Кто знает все и обо всех? О какой радости мы можем говорить, пока гнев Божий довлеет над нами?

И все же, как мало людей, даже из среды христиан, правильно понимают суть этого важного вопроса. Сколько ошибочных мнений, сомнительных доктрин существует на эту тему! И не только сомнительных, а зачастую явно лживых, находящихся в прямом противоречии со Священным Писанием и вопросом веры. Не правильно понимая само основание, сам фундамент, люди не могут построить на таком основании ничего прочного.

Отдавая справедливую дань огромной важности данного вопроса, и с целью рассеять сомнения и непонимание в умах тех, у кого они уже возникли, мы постараемся с точки зрения Библии осветить следующие моменты:

1. Как и почему возникла доктрина оправдания;
2. Что значит быть оправданным;
3. Оправданные — кто они такие;
4. При каком условии абсолютно нечестивый человек может быть оправдан пред Богом.

1. Как и почему возникла доктрина оправдания.

Человек был создан по образу и подобию Божиему — таким же Святым, как и его Создатель, таким же милосердным, каким является Сам Бог, и таким же совершенным, как его Отец на небесах. Поскольку Бог есть любовь, так и человек, живший в любви, жил в Боге, а Бог — в нем. Бог создал человека, чтобы тот был образом вечного Бога, неподверженной разложению картиной Божией славы. И подобно тому, как Бог чист и свят, так и человек был чист от всякого греха. Человек не знал зла ни в каком его проявлении, и был внутренне и внешне безгрешным и целомудренным. Он «любил Господа, Бога своего, всем сердцем своим и всей душою своею, и всеми силами своими» (Второзаконие 6:5).

Этому человеку, такому праведному и совершенному, Бог дал совершенный закон и потребовал от человека полного и абсолютного послушания данному закону. С того самого момента, когда человек стал «душою живой», Бог потребовал от него соблюдения всех пунктов этого закона без исключения до тех пор, пока не истечет срок, определенный Богом. Не было сделано никаких оговорок, да человек и не нуждался в них, ибо полностью соответствовал возложенной на него ответственности, имел все необходимое на всякое доброе слово и дело.

К этому закону любви, написанному в сердце человека, Бог добавил еще один:

«От всякого дерева в саду ты будешь есть; — сказал Бог, — а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Бытие 2:16-17).

Таковым было положение человека в Раю. Благодаря свободной, ни чем не заслуженной любви Бога, он был свят и счастлив. Человек знал и любил Бога, наслаждался общением с Ним, — все это, по сути, и является жизнью вечной. И человек продолжал бы жить этой жизнью, полной любви во веки вечные, если бы он оставался во всем послушным Богу. Но если бы человек ослушался Создателя в одном, то ослушавшись в одном, он потерял бы все. «В тот день, — сказал Бог, — смертию умрешь».

И человек ослушался Бога. Он вкусил от запретного дерева. В тот самый день, когда это случилось, человек был обвинен праведным судом Божиим. Затем свершился приговор, на который человек был осужден. В тот момент, когда он вкусил запретный плод, он умер. Его душа отделилась от Бога. Также изменилось и его тело, оно сделалось подверженным разложению, и человек стал смертным. И будучи уже мертвым духовно, мертвым для Бога, мертвым во грехе, человек поспешил ввергнуть свои душу и тело в вечную смерть, в никогда не гаснущее пламя ада.

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков…» (Римлянам 5:12), потому что мы все были в нем, Адаме, как нашем общем прародителе; он представлял нас всех. Таким образом, «через преступление одного человека» все люди умерли; умерли для Бога, умерли во грехе и влачат существование в тленных смертных телах, приговоренные к вечной смерти.

«Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными…» так и «преступлением одного всем человекам осуждение…» (Римлянам 5:12-19).

Мы, все человечество в целом, оказались в положении, когда «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного», чтобы мы могли «не погибнуть, но иметь жизнь вечную» (Иоанн 3:16). Когда исполнилась полнота времени, Бог стал человеком, другим общим Прародителем и Представителем всей человеческой расы. И, будучи в образе человека, «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни», «Господь возложил на Него грехи всех нас», «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Исаия 53:3-4). Он пролил кровь Свою за грешников. «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо», чтобы «ранами Его » мы могли исцелиться. И этой одной жертвой Его Самого, однажды принесенной, Он искупил меня и все человечество, предусмотрев полную, совершенную и абсолютную жертву, достаточную для искупления грехов всего мира.

С того самого времени, когда Сын Божий «вкусил смерть за всех» (Евреям 2:9), «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2Коринфянам 5:19). И «как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Римлянам 5:18). Таким образом, ради Своего возлюбленного Сына Бог теперь обещает, что на основании выполнения одного условия (которое, впрочем, Он нам также поможет исполнить) Он освобождает нас от наказания за содеянные грехи, восстанавливает Свое расположение к нам и возрождает наши мертвые души к жизни духовной, к жизни вечной.

Такова история возникновения доктрины оправдания. Как через грех первого Адама, который был не только нашим прародителем, но и представителем всего человечества «все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23), стали детьми гнева, или, как сказал Апостол: «Преступлением одного всем человекам осуждение», так и жертвоприношением за грехи человечества, совершенным «вторым Адамом», Иисусом Христом, также Представителем всего человечества, Бог примирил весь мир с Собою и дал людям Новый Завет. Итак, теперь условие выполнено: «нет ныне никакого осуждения » (Римлянам 8:1) для нас, так как мы «получаем оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Римлянам 3:24).

2. Что значит быть оправданным?

Что такое оправдание? Думаю, это вполне ясно из того, что мы уже рассмотрели. Это не значит стать действительно справедливым и праведным. Стать справедливым и праведным — это освящение, которое в определенной степени является прямым результатом оправдания, однако это другой Божий дар, абсолютно другой природы. Оправдание — это то, что Бог делает для нас через Своего Сына. Освящение — это то, что Он делает в нас Своим Духом.

Оправдание — это не освобождение от обвинений, в частности тех, которые выдвигает сатана. Слово Божие ясно говорит, что сатана является обвинителем людей. Однако Апостол Павел, говоря об оправдании в своих посланиях к церквам в Риме и Галатии, не говорит об этом ничего.

Также оправдание не является освобождением от обвинений, предъявляемых человеку законом, что, по крайней мере, означает, что, хотя мы и согрешили пред законом Божиим и, следовательно, заслужили проклятие ада, Бог не налагает заслуженного наказания на тех, которые оправданы.

Кроме того, оправдание не означает, что Бог заблуждается относительно тех, кого Он оправдывает, или, что Он принимает их за тех, кем они на самом деле не являются. Оно ни в коей мере не означает, что Бог видит нас не такими, какие мы есть по своей природе, или, что Он верит в нашу праведность, когда мы неправедны. Конечно же, нет. Суд всеведущего Бога всегда истинен и правдив. И никогда не может такого быть, чтобы Бог в Своем безошибочном знании и мудрости посчитал меня невинным, праведным или святым только потому, что кто-то другой является таковым. Подобная идея оправдания не имеет под собой ни малейшей Библейской основы.

С точки зрения Библии, оправдание означает помилование, прощение грехов. Это то самое действие Бога-Отца, когда Он ради платы, сделанной кровью Его Сына, являет Свою милость для «прощения грехов, соделанных (человеком) прежде» (Римлянам 3:25). Обо всем этом просто и доступно пишет Апостол Павел в своем послании к Римлянам. Он объясняет это более детально в четвертой и пятой главах послания, говоря: «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты; блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Римлянам 4:7-8). Тому, кто оправдан и прощен, Бог «не вменит греха». Он не обвинит такого человека ни в сем веке, ни в грядущем. Все его прошлые грехи в мыслях, словах и делах покрыты и удалены с поля зрения, и никогда не будут помянуты этому человеку, как будто их и вовсе не было. Бог не накажет грешника, хотя тот и заслужил страдание, потому что Его возлюбленный Сын пострадал вместо него. И с этого момента мы приняты Богом через Возлюбленного, примирились с Господом через кровь Его Сына. И Он нас любит, благословляет и соблюдает во веки вечные, как будто мы никогда и не грешили.

3. Оправданные — кто они такие?

Апостол говорит нам ясно: они нечестивые. «Тот, Кто оправдывает нечестивого» (Римлянам 4:5), нечестивого любого вида, сорта, и никого, кроме нечестивого. Это только грешники нуждаются в помиловании. Это только грех нуждается в прощении. Это наша неправедность, которую прощает милосердный Бог. Это наши грехи, которые Он нам более не припоминает.

В корне не правы те, кто считают, что человек должен быть святым прежде, чем он может быть оправдан, и уж особенно заблуждаются те, кто утверждают, что полная святость и послушание должны предшествовать оправданию. Даже само предположение об этом невозможно. Потому что прощение обретает не святой, а грешник. Бог оправдывает не праведных, но нечестивых; не тех, которые уже святы и непорочны, но тех, которые неправедны. На основании чего Он это делает, мы рассмотрим немного позже; однако, что бы это ни было, это не есть святость. Настаивать на этом равносильно тому, если сказать, что Агнец Божий берет на Себя только те грехи, которые уже кем-то были взяты прежде. Тогда получается, что Добрый Пастырь ищет и спасает только тех, которые уже найдены?! Нет. Он ищет и спасает тех, которые потеряны. Он милует тех, которые нуждаются в Его милости. Он спасает грешников от вины (и в то же самое время от власти) любого греха, каким бы тяжким он ни был. Он спасает людей, которые до сего момента были нечестивыми и в ком не было любви Бога-Отца. А следовательно, Он спасает тех людей, в ком не было ничего хорошего или истинно христианского, но только зло и мерзости такие, как гордыня, злоба и любовь к миру, — истинные плоды плотского разума, которые чужды Богу.

Те, которые больны, которые согбенны под невыносимой тяжестью греха, — они нуждаются во Врачевателе. Те, которые виновны, которые стонут под гневом Божиим, — они нуждаются в помиловании. Те, которые уже осуждены, и не только Богом, но и собственной совестью за свою нечестивость в мыслях, словах и делах — они вопиют к Нему, «Кто оправдывает нечестивого» во Христе Иисусе. Пока человек не оправдан пред Богом, он не может сделать ничего хорошего или поистине святого, но только продолжает творить зло. Потому что сердце его злобно по своей природе, пока не изольется в него любовь Божия. Когда болеет дерево, больны и его плоды: «не может худое дерево приносить плоды добрые» (Матфея 7:18).

Кое-кто может спросить: «Разве не может человек, прежде чем он оправдан, накормить голодного или помочь бедному? Это же хорошие дела». Ответ прост: он может это сделать, даже если он еще не оправдан. И в некотором смысле это «хорошие дела». Они хорошие, потому что помогают людям. Однако при более пристальном рассмотрении они не являются таковыми или, скажем, не являются хорошими в глазах Божиих. Все истинно хорошие дела совершаются только после оправдания. Они и являются хорошими, и принимаются Богом во Христе, потому что порождены истинной и живой верой. С христианской точки зрения никакие дела, совершенные до оправдания, не могут быть хорошими, потому что в основе их нет веры в Иисуса Христа (хотя может и быть определенная вера в Бога), и потому что они совершены не так, как это повелел Бог, как Он этого пожелал. Как бы это странно и непривычно не звучало, но все дела, совершенные человеком до оправдания, вытекают из самой природы греха.
Бог пожелал и повелел, чтобы все дела совершались в любви, в той любви к Богу, которая порождает любовь ко всему человечеству. Однако ни одно из этих дел не может быть совершено в такой любви, если в нас нет любви Бога-Отца, а ее мы можем обрести только через Иисуса Христа во Святом Духе.

4. При каком условии абсолютно нечестивый человек может быть оправдан пред Богом.

Может оправдаться только верой и ничем другим. Он «верует в Того, Кто оправдывает нечестивого» (Римлянам 4:5). «Верующий в Него не судится»(Иоанн 3:18), но «перешел от смерти в жизнь» (Иоанн 5:24). «Правда Божия (или милость) через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Римлянам 3:22), «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру …, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Римлянам 3:25-26). Таким образом, мы делаем заключение, «что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Римлянам 3:28), без предварительного соблюдения морального кодекса (закона), который, кстати, до сего момента он и не мог соблюдать. Моральный закон, который упоминается здесь, — это не ритуальный или церемониальный закон Моисеев, но великий закон любви, святой любви к Богу и своему ближнему.

Вера, по своей сущности, — это божественная, сверхъестественная уверенность или убежденность в том, что сокрыто от глаз, что увидеть нельзя. Оправдывающая вера включает в себя не только сверхъестественную уверенность в том, что «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2Коринфянам 5:19), но и твердую личную убежденность в том, что Христос умер за мои грехи, что Он возлюбил меня и что отдал Себя на смерть за меня. И всякий раз, когда грешник верует подобным образом, Бог оправдывает его, нечестивого. Бог, во имя Сына Своего, прощает и оправдывает того, в ком до сего момента не было ничего сколько-нибудь доброго или хорошего. Но, начиная с этого момента и далее, всякое добро, которое он совершит будет, произведено этой верой. Это есть плоды веры. Если дерево доброе, то и плоды будут тоже добрыми. Вера — это абсолютная уверенность и убежденность в том, что Бог простил и простит нам наши грехи, что Он снова принял нас в Свои объятия, благодаря смерти Иисуса Христа. Ты должен быть убежден и постоянно верить не только в то, что Христос умер за грехи всего мира, но и в то, что Он принес полную и абсолютно удовлетворяющую жертву за тебя, совершенно смывающую все твои грехи так, что ты можешь сказать вместе с Апостолом, что Он любит тебя, и отдал Себя на смерть за тебя. Это для того, чтобы сделать Христа лично твоим и применить Его заслуги по отношению к тебе самому.

Утверждая, что эта вера и есть условие для оправдания, я прежде всего имею в виду, что без нее никакого оправдания не может быть вообще. «Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал в единородного Сына Божьего» (Иоанн 3:18). И до тех пор, пока он не уверует это осуждение, не может быть удалено, и «гнев Божий пребывает на нем» (Иоанн 3:36). Поскольку «нет другого имени под небом» (Деяния 4:12), кроме имени Иисуса из Назарета, которым осужденный грешник может спастись от вины греха, то и нет другого пути обретения этого спасения, нежели как уверовать во имя Иисуса Христа. Каким бы добродетельным (если его таковым можно назвать) ни был человек, какие бы добрые (если их можно назвать таковыми) дела он ни делал, от этого не будет ему никакого проку, он все еще «дитя гнева!» все еще пребывает под проклятием, пока он не уверует в Иисуса Христа.

Следующее, что мы должны уяснить, — это то, что в тот самый момент, когда Бог дает веру (ибо вера есть дар Божий) нечестивому, эта «вера его вменяется ему в праведность» (Римлянам 4:5). До этого в нем не было праведности вообще. Однако, вера его вменилась ему в праведность в тот самый момент, когда он уверовал. И это не потому, что Бог разглядел в нем потенцию быть таким, каковым он не был, но потому, что «Он сделал Христа для нас жертвою за грех» (2Коринфянам 5:21), а это значит, что Бог обращался с Иисусом как с грешником, наказывая Его за наши грехи, поэтому Он считает нас праведными с того самого момента, когда мы начинаем веровать в Иисуса Христа. Бог не наказывает нас за наши грехи, но обращается с нами так, как будто мы всегда были безвинны и праведны.

Вера — это то единственное, без чего никто не может быть оправдан, то, что немедленно, обязательно и абсолютно требуется для того, чтобы получить прощение. Представьте себе грешника, переполненного чувством собственной полнейшей нечестивости, неспособного ни думать праведно, ни говорить о добре, ни, тем более, совершить что-либо доброе, словом, представьте человека, который идеально подходит для того, чтобы гореть в адском пламени. Так вот, этот человек бросает себя полностью на откуп Божией милости в Иисусе Христе. Кто может сомневаться в том, что в этот самый момент этот грешник обретает прощение? Кто будет утверждать, что этому человеку требуется что-то еще для того, чтобы он был оправдан?

Не пристало жалким, виновным и грешным червям, которые получают столько благословений, сколько им угодно (от живительной капли воды, освежающей пересохшее горло, до неисчислимых богатств славы в вечности) спрашивать Бога о Его путях. Невозможно нам требовать отчета у Бога: «Почему Ты сделал веру единственным условием оправдания?» В Боге нет ни малейшей неправедности, но делает Он то, что угодно Ему. Он может справедливо сказать: «Я милую того, кого милую», а именно того, кто верует в Иисуса. Бог принимает к Себе людей не по их заслугам, но по Своей благодати и безграничной любви к ним.

Тем не менее, одну причину мы все-таки смиренно можем понять. Бог сделал веру этим единственным условием оправдания, чтобы уберечь нас от гордыни. Гордыня уже разрушила некоторых из самих Божиих ангелов. Это во многом благодаря гордости Адам пал в своей непоколебимости и принес грех и смерть в мир, когда диавол искусил его. Таким образом, это было под силу только Божией мудрости установить такое условие примирения для Адама и его потомства, которое могло бы действительно смирить их до положения праха (пыли). И такое условие, как мы сказали, — вера. Тот, кто приходит к Богу по вере, должен прийти, как простой грешник, внутренне и физически разрушивший самого себя и снедаемый угрызениями собственной совести, не приносящий Богу ничего, кроме своей нечестивости, и уверяющий, что вся его жизнь — это грех и страдание. И только тогда, когда человек скажет все это Господу и осознает себя абсолютно виновным в глазах Божиих, только тогда он сможет посмотреть на Иисуса, и увидеть в Нем полную и единственно возможную жертву пред Богом за свои грехи. Только таким путем человек может быть найден Богом и может получить ту «праведность, которая от Бога по вере».

Ты, нечестивый, который слышишь или читаешь эти слова! Ты отвратительный, безнадежный и жалкий грешник! Я заклинаю тебя пред Богом, Судьей всех и вся, немедленно обратиться прямо к Нему со всей своей нечестивостью. Будь осторожен, чтобы не погубить свою душу, объявляя себя праведным. Ступай к Богу, как абсолютно нечестивый, виновный, потерянный, разрушенный, заслуживающий наказания в аду, и тогда ты обретешь милость в глазах Божиих, и узнаешь, что Он «оправдывает нечестивого». Посмотри на Иисуса! На Агнца Божьего, Который берет на Себя твои грехи! Не говори о делах, праведности или смирении, которые от тебя самого! Никоим образом. Это было бы действительно отрицанием Господа, Который выкупил тебя. Но моли Бога о Крови завета, которая есть плата за твою горделивую, упрямую и грешную душу. Кто ты, чувствующий сейчас свою полную нечестивость? Ты именно тот, к кому я обращаюсь, ибо я хочу, чтобы ты пришел к моему Господу! Я призываю тебя стать чадом Божиим по вере! Господь нуждается в тебе. Ты, кто думает, что заслуживает пламя ада, ты именно тот, у кого есть все, чтобы обрести Божию славу, которую Он дает по своей благодати, оправдывая нечестивого, того, кто не ищет оправдания по делам. Приди быстрее! Уверуй в Господа Иисуса, и ты, даже ты, примиришься с Богом.

 

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.