Дэвид Вилкерсон: «Что же произошло с покаянием» (Текстовые проповеди)

Текстовые проповеди: Дэвида Вилкерсона (David Wilkerson)Что случилось с покаянием? Сегодня в большинстве церквей вы нечасто услышите это слово – даже в баптистских, пятидесятнических или евангельских кругах. Пасторы редко сейчас призывают свои общины печалиться о грехе – плакать и скорбеть о том, какие раны наносит Христу их нечестие.

Вместо этого мы слышим сегодня со многих кафедр такую проповедь: «Только веруй. Прими Христа, и будешь спасён». Для подтверждения обычно ссылаются на текст из Деяний 16:30-31.

В этом отрывке описывается то время, когда апостол Павел находился в узах, и внезапно сделалось великое землетрясение, и двери всех камер распахнулись. Начальник тюрьмы сразу же подумал, что все узники бежали, что означало для него смертную казнь. В отчаянии, он извлёк свой меч и был готов покончить с собой, когда Павел и Сила остановили его, уверяя, что никто не убежал.

Видя это, этот человек пал перед апостолами и возопил:

«Государи мои! Что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и весь дом твой» (Деян.16:30-31).

Когда мы читаем это место, важно помнить, что темничный страж был на грани самоубийства, с мечом в руке. Он уже был в состоянии покаяния – на коленях перед апостолами, сокрушённый и трепещущий, так что его сердце было поистине приготовлено, чтобы принять Иисуса Христа искренней верою.

В Евангелии от Марка Христос говорит Своим ученикам:

«Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Марк.16:16).

Из сказанного здесь Иисусом ясно, что спасение заключается в простом принятии Его и крещении.

Однако, Иисус предваряет Своё утверждение следующими словами: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (ст.15). В сущности, Он говорит, что прежде, чем люди могут уверовать в Него, им сначала должно быть проповедано Евангелие.

И что же это за Евангелие, о котором говорит Иисус? Это Евангелие, которое проповедовал Сам Иисус – Евангелие покаяния!

Подумайте об этом: какова была первая проповедь, произнесённая Иисусом после того, как Он явился после искушения в пустыне? Писание говорит:

«С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17).

Иисус призывал людей покаяться даже прежде, чем веровать! Марк пишет:

«Пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марк.1:14-15).

Христос проповедовал: «Сперва покайтесь – и веруйте».

В другом месте Иисус говорит о Своей миссии:

«Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф.9:13).

И Он сказал галилеянам:

«Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук.13:3). Всё Евангелие Иисуса говорило о покаянии!

Иоанн Креститель также проповедовал покаяние, чтобы приготовить Израиль к приходу Христа.

Проповедь Иоанна к иудеям была простой и недвусмысленной:

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:1-2).

Люди приходили отовсюду, чтобы слушать Иоанна, и он говорил им весьма определённо:

«Скоро среди вас явится Мессия – поэтому для вас лучше быть готовыми встретить Его! Может быть, вы восхищаетесь тем, что Он грядёт. Но я говорю вам: ваши сердца не приготовлены, потому что вы всё ещё держитесь за свои грехи!

Снаружи вы кажетесь чистыми и святыми, но внутренность ваша полна мёртвых костей! Вы – род змеиный, без всякого страха Божьего. Однако, у вас даже нет ни малейшего представления о том, что вы грешники. Предупреждаю вас: вы должны покончить со своими грехами, прежде чем сможете уверовать в Спасителя и последовать за Ним.

Итак, покайтесь, обратитесь от своих грехов – и живите так, чтобы было видно подлинное изменение!».

Какое Евангелие проповедовал множеству народа Пётр в день Пятидесятницы? Библия сообщает нам, что когда люди услышали свидетельство апостола, «они умилились сердцем и сказали что нам делать, мужи братия? Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа» (Деян.2:37-38).

Пётр не говорил этим людям только «веровать и быть спасёнными». Он не просил их просто принять решение, проголосовать за Иисуса. Нет – он сказал им прежде покаяться, а затем креститься, в послушании Христу!

Какое Евангелие проповедовал Павел язычникам – афинянам в ареопаге? Он очень прямо сказал им:

«Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30).

Эти греческие интеллектуалы не имели никаких проблем в отношении веры в Бога. Фактически, можно сказать, что «вера» была для них даже приятным развлечением. Они верили во многих богов – вначале в одного, потом в другого. Когда кто-то приходил, убедительно проповедуя о каком-нибудь боге, они верили в него. Итак, они верили – но продолжали, веруя, жить во грехе. Просто веровать было недостаточно!

Павел сказал этим людям: «Нет, нет – Христос не таков! Иисуса нельзя просто добавить к списку ваших богов. Вы можете веровать во всех их, но вы не можете поступить так с Иисусом. Он пришёл, чтобы спасти вас от ваших грехов, и Он повелевает всем Своим последователям покаяться и очиститься!».

Позже Павел проповедовал то же Евангелие покаяния царю Агриппе:

«я не воспротивился небесному видению, но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедовал, чтоб они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деян.26:19-20).

Павел говорит: «Везде, где я бывал, я проповедовал покаяние, а подлинное покаяние доказывается делами!».

Эти места дают нам понять, что апостольская церковь твёрдо и решительно проповедовала то же Евангелие, что проповедовали Иоанн и Иисус: «Покайтесь, для того, чтобы были прощены ваши грехи!».

Что означает покаяться?

Некоторые христиане считают, что покаяние означает просто «обратиться» и идти в противоположном направлении. Но Библия говорит нам, что это намного больше.

Однажды я слышал, как один человек сказал: "Я так рад, что знаю новозаветный греческий язык. Слово «покаяние» в переводе с греческого означает «переменить свои мысли».

Нет – этот человек не знает греческого! Полное, буквальное значение слова «покаяться» в Новом Завете, это «испытывать сожаление и самоосуждение за грехи против Бога; быть сокрушающимся, сожалеющим; желать переменить направление». Разница в значении здесь заключается в слове «хотеть». Истинное покаяние включает желание измениться!

Более того, просто сожалеть не составляет сущности покаяния. Скорее, истинная печаль ведёт к покаянию. Павел утверждает:

«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор.7:10).

Павел говорит здесь о печали, о которой не надо сожалеть – она искренняя, она глубоко проникает в жизнь кающегося. Такого рода благочестивая печаль естественно приводит к покаянию, которое включает ненависть ко греху, праведный страх Божий и желание исправить всякую неправду.

Поэтому нас не должно удивлять то, что Павел проповедовал покаяние верующим. Он обратился с сильной проповедью покаяния к христианам в Коринфе. Коринфские верующие имели обильные благословения от Бога, слушая сильных учителей Слова, однако в их общине продолжал процветать грех.

Вначале Павел свидетельствует коринфянам: «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» (2Кор.12:12). Но потом он очень прямо говорит им: «Ибо опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моём, не найти вас такими, какими не желаю» (ст.20).

Что пугало Павла? Причина была проста: «Чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой, и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали» (ст.21).

Этот мягкосердечный пастырь любил согрешивших святых в Коринфе. Однако, он знал, что они хорошо осведомлены о том, что нельзя жить, находясь в грубом грехе, и он сказал им: «Когда я приду посетить вас, вы увидите меня с печально поникшей головой. Мои глаза будут источать слёзы, и я со скорбью буду оплакивать вас.

Если я увижу вас по-прежнему погрязшими в нечистоте, блуде и похотях, это совершенно сокрушит меня – потому что Евангелие не произвело своего действия в вашем сердце. Вы ещё не раскаялись в своём грехе. И я громко буду призывать вас к покаянию!».

Эти слова Павла постыжают меня!

Когда я читаю слова Павла, я обнаруживаю себя исследующим своё личное служение, и я вынужден задать себе вопрос: «Не перестал ли я проповедовать Евангелие, которое проповедовал Иисус – Евангелие покаяния? Не применил ли я свои ножницы, чтобы вырезать из своей Библии высокую цену следования за Христом? Не понизил ли я Его стандарт, говоря людям: „только веруй, и будешь спасён“?».

Когда я смотрю сегодня на церковь, я думаю: "Настаиваем ли мы, евангельские верующие, на библейской «печали по Богу», как свидетельстве истинного покаяния? Или же мы ведём массы нераскаявшихся людей к ложному миру? Не наставляем ли мы их неверно на то, что всё, чего требует от них Бог, это сказать: «Я верю в Тебя, Иисус»?

Не перестали ли мы обличать грехи? Не обманываемся ли мы, предлагая спасение тем, кто в действительности не является покаявшимся – кто не печалится о своих грехах, кто не видит чрезвычайной греховности своих грехов, кто ищет веру только для того, чтобы прикрывать ею свои похоти и страсти?

Мы постоянно слышим ужасно преувеличенные известия о числе людей, которые приходят ко Христу через различные служения. Христиане сообщают о множестве спасённых, когда они проповедуют заключённым, в школах, на призывных собраниях. Они говорят: «Каждый присутствующий отдал своё сердце Иисусу. Когда я кончил проповедовать, они все вышли наперёд, чтобы принять спасение».

Нет – это трагическое преувеличение! Слишком часто то, что происходит в действительности – это просто повторение каждым молитвы. Они просто молятся так, как им говорят молиться, – и немногие из них понимают, что говорят. После этого большинство из них возвращается к своим прежним языческим путям!

Такие люди никогда не испытывают глубокое воздействие Святого Духа. В результате они никогда не раскаиваются, никогда не печалятся о своих грехах – и никогда по-настоящему не веруют. Трагедия заключается в том, что мы предлагаем им то, чего Сам Иисус никогда не предлагал – спасение без покаяния!

Я убеждён, что церковь потеряла чувствительность к обличению. Задумайтесь над этим: вы едва ли увидите когда-либо слёзы на лицах обращающихся людей. Конечно, я знаю, что слёзы не спасают никого. Но Бог сотворил нас людьми, которым присущи реальные чувства. И любой закоренелый грешник, которого коснулся Святой Дух, естественно, испытывает глубокую печаль по поводу того, какую скорбь он причинял Иисусу.

Апостол Пётр испытал такого рода благочестивую скорбь, когда он отрёкся от Иисуса. Внезапно его наводнили воспоминания о словах Иисуса сказанных ему:

«И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоёт дважды, трижды отречёшься от Меня. И начал плакать» (Марк.14:72).

Когда Пётр вспомнил эти слова, его захлестнули чувства, и неожиданно (внезапно) он побежал по Иерусалиму, рыдая: «Я предал Господа!».

Возлюбленные, мы просто не в состоянии выработать в своей плоти такого рода покаяние. Только Дух Святой может открыть нам, как, подобно Петру, мы также причиняли раны нашему любящему Спасителю. И это откровение должно наполнить нас глубокой скорбью!

Я не совсем согласен с пуританской доктриной, но я люблю то, как они особо выделяют святость. Эти благочестивые проповедники называли свои проповеди «глубокой пахотой». Они были глубоко убеждены, что не смогут посеять подлинные семена веры до тех пор, пока сердечная почва их слушателей не будет глубоко вспахана.

Таким образом, пуритане были убеждены, что их проповедь проникает глубоко, взрыхляя грубую почву сердец их слушателей. Их проповеди производили искреннее покаяние в их церквях. В свою очередь, в течение многих лет это производило сильных, зрелых, верных христиан.

Сегодня, однако, большая часть проповедей является сеянием без вспашки. Я слышу очень мало проповедей, которые проникают дальше верхнего слоя. Глубокая вспашка не просто выявляет болезнь греха; она проникает глубже, до самой причины болезни. Многое из проповедуемого сейчас сосредоточено на лекарстве, в то время как сама болезнь игнорируется. Они предлагают рецепт, минуя хирургическое вмешательство!

Печально, что мы внушаем людям, что они исцелены от греха, в то время как они никогда не знали, что являются больными. Мы одеваем их в одежды праведности, в то время как они никогда не подозревали о своей наготе. Мы побуждаем их верить во Христа, в то время как они даже не знают, что нуждаются в вере. Такие люди приходят к мысли: «Мне не повредит, если добавить в мою жизнь Иисуса!».

Ч.Г. Сперджен, сильный английский проповедник, сказал следующее о необходимости покаяния:

«Я верю, что полное сожаления покаяние пока ещё существует, хотя в последнее время я нечасто слышу о нём. Сегодня люди, кажется, очень быстро становятся верующими Надеюсь, что мой старый друг покаяние ещё не умер. Я безнадежно влюблён в покаяние; кажется, это родная сестра веры.

Сам я не очень понимаю о вере с сухими глазами; я знаю, что пришёл ко Христу путём слёзного креста Когда я пришёл верою на Голгофу, это было с великими слезами и молением, с исповеданием моих преступлений и желанием найти спасение в Иисусе, и только в Иисусе».

Когда образовывалась наша церковь на Таймс-Сквер, мы, пасторы, первые несколько лет проповедовали закон.

Почему мы так долго проповедовали в своей церкви закон? Мы делали это потому, что многие в нашей церкви называли себя христианами – но в их жизни это никак не отражалось!

В те первые годы многие люди выходили к алтарю в конце каждого служения. Они повторяли пасторскую молитву и «принимали верою спасение». Однако, большинство из этих людей никогда не испытывали какого-либо осуждения за свои грехи. Они не испытывали печали по Богу, поэтому в их жизни не проявлялось истинного покаяния.

Якобы покаявшиеся театральные актёры исповедовали Христа в воскресенье, а потом возвращались к своим богохульным представлениям, участвуя в них в течение всей недели. Гомосексуалисты молились о спасении, но всё ещё продолжали вести свой греховный образ жизни. Другие исповедовали Христа у нашего алтаря, однако продолжали свои прелюбодейные дела, блудили или употребляли наркотики.

Вот почему мы громогласно обличали с кафедры! Святой Дух вёл нашу пасторскую команду к разоблачению всякого греха, противления и непослушания Его Слову. Мы так горячо проповедовали ад, что люди вставали и покидали наши служения. И мы так реально проповедовали небо, что осквернённые трепетали от внушающей благоговейный страх реальности Христовой святости.

Наша проповедь закона была абсолютно необходима в то время. Закон – это Божье зеркало, открывающее всё тайное, скрытое. И это приводило людей в нашей церкви к сознанию чрезвычайной греховности греха.

В то время, как некоторые убегали, другие бежали вперёд с искренним раскаянием. Одним из таких был популярный актёр по имени Давид Дэвис. В истинном покаянии он полностью отдался Христу. Сегодня он со своей женой руководит растущей церковью в Израиле, где они уже почти десять лет проповедуют Христа.

В то время, как покаяние совершало своё назначение, Святой Дух вёл нас дальше, к проповеди славы благодати. Мы учили Новому Завету, о власти над грехом посредством Святого Духа, о хождении верою. Короче, мы начали заниматься назиданием святых.

На протяжении всего этого опыта мы также обнаруживали пагубность проповедования только закона и концентрации преимущественно на грехе. Если людей постоянно кормить только этой проповедью, они начинают терять надежду и впадают в отчаяние, думая: «Я никогда не достигну этого». Они постоянно обращают свой взор внутрь себя, вместо того, чтобы взирать с надеждой на крест.

Но если это церковь Господня, она может доверять Божьему Духу, который, когда это будет необходимо, будет возвещать слово о законе. Если Иисус видит, что Его народ уклоняется в сторону более легкого следования за Ним, Он снова применит бич закона, со всяким милосердием и благостью.

Видите ли, покаяние не является каким-то одноразовым переживанием. Это не какой-то ураган, который внезапно налетает, а потом навсегда уходит. Мы не переживаем покаяние только в момент кризиса, а потом всю оставшуюся жизнь только говорим о нём. Нет – печаль о грехе должна быть нашим постоянным учителем!

Сперджен свидетельствовал: «Я охотно признаю, что сегодня я испытываю намного большую скорбь о грехе, чем когда я пришёл к Спасителю, более тридцати лет назад. Я теперь сильнее ненавижу грех, чем когда покаялся. Существуют некоторые вещи, о которых я тогда не знал, что они являются грехом, а теперь знаю. У меня сейчас более острое ощущение греховности своего сердца, чем когда я впервые пришёл ко Христу

Печаль о грехе – это непрестанный дождь, нежный, мягкий ливень, который для истинно спасённого человека продолжается всю жизнь Он всегда исполнен печали о грехе Он никогда не прекращает скорбеть, пока не уйдёт всякий грех.».

Иисус сказал церкви в Ефесе нечто такое, что приводит меня в трепет!

Может, вы помните семь церквей, которые упоминает Иоанн во второй главе Откровения. Среди них есть Ефесская церковь – одна из тех, о которых Иисус отзывается весьма похвально.

Мне хочется думать о нашей церкви на Таймс-Сквер, что она подобна Ефесской церкви. Это собрание верующих трудилось в одном из самых населённых городов мира, никогда не изнемогая посреди отвратительного нечестия. Люди жили жертвенной жизнью, ненавидели грех и отвергали ложные доктрины. Они были сильными в вере, любили Бога всем своим сердцем, невзирая на все искушения, которые обрушивал на них сатана.

Однако Христос знал, что среди этих людей было нечто плохое. И Он так любил эту церковь – это был такой яркий светильник для народов – что не собирался сидеть сложа руки и ждать, пока он погаснет. Итак, Он сказал ефесянам:

«Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр.2:4).

Иисус говорил: «Ваш огонь угасает! Угасает любовь ко Мне, которая некогда служила мотивом вашей верности. Когда-то вы несли Моё бремя за погибших – но теперь вы довольствуетесь тем, что просто сидите и слушаете проповеди. Вас теперь целиком поглотили личные заботы, а Мои вы игнорируете. Вы ниспали далеко от того места, где некогда стояли!».

Иисус сказал им тогда: «Итак вспомни, откуда ты ниспал» (ст.5). Он говорит: «Вспомни! Ты всегда жаждал приходить в Мой дом, быть с Моими святыми, нести Моё бремя. Но теперь тебе хватает одного часа в воскресенье утром!».

Итак, дорогой христианин – пламенеешь ли ты ещё для Иисуса? Так же ты страстно любишь Его, как и тогда, когда впервые получил спасение? Или же ты утратил интерес к Его делам, оставив всякое служение? Занят ли ты в твоей жизни слишком много другими делами? Если это так, то Господь говорит тебе: «Я нечто имею против тебя. Ты оставил свою первую любовь!».

Послушайте, что говорит нам в таком случае Иисус: «покайся, и твори прежние дела» (ст.5). Он говорит: «Сокрушайтесь о вашем растущем безразличии. Покайтесь, воспримите это серьёзно, и позвольте вашей скорби привести вас назад, к тому месту, где вы были, когда впервые полюбили Меня!».

Затем Христос даёт нам слово предостережения. Он говорит: «а если не так» (ст.5). И тут же говорит о последствиях: «скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его» (ст.5).

Иисус говорит здесь, что если мы не покаемся, Он уберёт всякий данный нам духовный авторитет. Это включает наше влияние на наш город, наше общество, наших соседей – всех, кто находится в сфере нашего влияния. Всякое влияние, которое мы имеем, говорит Он, будет отнято у нас, «если не покаетесь!».

Прямо сейчас церкви по всему миру закрывают свои двери. Их светильники буквально угасают – потому что это суд, который они навлекли на себя за отказ от покаяния! Бог сказал, что они утратят свою проницательность, свои духовные благословения, свои финансы, само Его присутствие. Теперь они мертвы, безжизненны; остались только воспоминания о Его прошлых благословениях.

Я проповедовал во многих таких церквях тридцать лет назад. В то время они были полны ревностных верующих. Сегодня на их скамьях сидит какой-то десяток человек. Скоро они совсем придут в упадок и их двери закроются для доброго. Бог написал на них «Ихавод», что означает: «Дух Господень отошёл!».

Но, возлюбленные, Бог обращается с этими словами к каждому отдельному христианину. Он говорит: «Если ты не покаешься, продолжая оставаться в своём безразличии, Я сдвину твой светильник. Ты больше не будешь иметь никакого влияния на твою семью, твоих сотрудников – на кого бы то ни было!»

Именно это и произошло с Ефесской церковью. Бог терпеливо ждал – фактически, свыше 1000 лет – что эта церковь покается. Однако, в конце концов пришло время, когда их отступление перешло границы Его терпения.

Историк Гиббон пишет: «Первый светильник Ефеса погас. Варварские князья Ионии и Лидии растоптали остатки христианства. Теперь магометанские мечети призывают имя алахха. Только церковь Филадельфии всё ещё стоит прямо».

Однако, даже читая эти слова, мы не должны бояться. Иисус заканчивает Своё увещание к нам следующими словами:

«Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откровения 2:7).

Дорогой святой, этим древом является Иисус! Он говорит нам: «Если вы покаетесь, Я дам вам постоянную жизнь от самого Моего естества. И до тех пор, пока вы будете продолжать любить Меня, Я буду для вас неиссякаемым потоком сверхъестественной жизни. Это будет проявляться в вашей проницательности, вашей любви к людям, в ваших добрых делах для Моего царства!»

Это характерная черта, которая отличает каждого христианина, поистине любящего Иисуса. Такой верующий исполнен жизни – и все вокруг него знают об этом!

Иисус обещает, что твоя печаль по Богу, твоё раскаянное сердце и обновлённая любовь к Нему приведут тебя к жизни. Итак, молись Ему прямо сейчас: «Господь, дай мне поистине раскаянное сердце. Возврати меня туда, где я был, когда впервые полюбил Тебя. Но на этот раз возьми меня дальше, глубже в Себя, чем я был когда-либо прежде!»

Когда ты покаешься, Божий Дух начнёт производить в тебе новое откровение славы Христа. И Он сделает это известным для всех, кто окружает тебя!

Комментировать