Дэвид Вилкерсон: «Серьезность неверия» (Текстовые проповеди)
«Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» (Луки 18:8) – эти слова Иисуса многие годы для меня оставались загадкой. Этот вопрос подразумевает отсутствие веры не только на земле, но и среди Божьего народа.
Как Иисус мог такое говорить? Вера – является одной из самых распространённых тем проповедей и бесед в церкви, и благочестивые проповедники выделяют её как особо важную. На эту тему написаны горы книг, совершаются великие дела, предпринимаются огромные проэкты, – и всё во имя веры. Так что же Иисус говорит нам, задавая этот вопрос: «Когда затрубит последняя труба, найду ли Я веру вообще?»
Ключ к пониманию мы находим в отрезвляющем предупреждении в Евреям 3:12:
«Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого». Этот стих предупреждает нас, чтобы мы искали в себе неверие всегда, когда мы «отступаем от Бога живого». Но что же это значит – «отступить от Бога живого?»
Это происходит, когда мы начинаем сомневаться в Божьей верности. Если мы допустим прорасти в нашем сердце даже малейшим семенам неверия, в итоге мы окажемся в печальном положении. Этот стих предостерегает нас: «будьте начеку, не допускайте никакому неверию укорениться в вас. Временами вам может казаться, что Бог удалился от вас, но вы не позволяйте своему сердцу сомневаться в реальности Его верности».
Один пастор из другого города недавно подошёл ко мне после одного из наших церковных служений. Когда он говорил, он выглядел удручённо. Он сказал, что ежемесячно проводит конференции с группой пасторов разных деноминаций в его городе.
«Но что я хочу сказать, брат Давид», – сказал он, – «обстановка на наших встречах становится всё тяжелее и тяжелее: Численность наших церквей падает, поскольку всё больше и больше людей уходит из служения. Мы давно уже не слышим ни слова от Господа, да и многие пастора уже смотрят на свои церкви как на безнадёжные. Для них уже всё безрадостно. Сейчас даже их жены настаивают на том, чтобы они отказались от своего служения. Всё это удручает меня, потому что я люблю всех этих людей. Как я желаю, чтобы мы снова начали слышать Господа!»
Я вижу, как нечто подобное происходит во многих библейских колледжах и семинариях. Некоторые из этих заведений превратились в настоящий рассадник неверия. Студенты поступают туда убеждёнными в непогрешимости Писания, в способности Бога творить чудеса, в реальном существовании небес и ада. Но если в аудитории они свидетельствуют о своих убеждениях, преподаватель может высмеять их. Он называет их убеждения «старой школой» и высмеивает как неграмотные и опасные. Многие искренние молодые люди выходят из колледжей, не имея совсем никакой веры, потому что их обокрали и лишили всякой уверенности в Боге.
И тем не менее, Библия говорит нам совершенно однозначно: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт» (Евреям 11:6). Позвольте мне показать вам, насколько серьёзно Бог относится к нашему греху неверия.
1. Неверие – это грех, который возбуждает гнев Бога.
В 17 главе Исхода Израиль пришёл в пустыню под названием Син. Вокруг, насколько мог видеть глаз, не было никаких признаков питьевой воды, и народ начал с гневом укорять Моисея: «дай нам воды пить» (Исход 17:2). Они обращались к Божьему помазаннику так, как если бы он был их личным чудотворцем. Ни один из них не обратился к Господу в молитве. Никто не сказал: “смотрите, как много чудес, связанных с водой, Бог уже сделал для нас: Он разделил Чермное море, чтобы избавить нас от фараона. Он усластил горькие воды в Мерре. Наверняка Он даст нам питьевую воду и здесь».
Что было дальше, вы знаете: Бог повелел Моисею стать перед скалой и ударить по ней. Когда он ударил, из скалы хлынули потоки воды, что было более чем достаточно, чтобы утолить жажду всех. Однако Господь дал имя этому эпизоду неверия. Он назвал это место Масса, что значит «гнев», а также «раздражение», «выведение из себя», «предел терпения». Бог говорил Израилю: «вы окончательно разгневали Меня своим неверием».
Прошу понять: Бог здесь был не просто малость огорчён, Он был разгневан почти до ярости. Однако гнев Его был вызван не просто ропотом израильтян. Они поступили гораздо хуже: они обвинили Его в том, что Он оставил их в их трудном положении. Они сказали Моисею:
«зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши? …есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх.17:3, 7).
Их логика была такой: «если Бог с нами, то где Он сейчас? Мы не видим никаких признаков Его присутствия или Его силы. Жив Он вообще или мёртв? Как мы можем верить в Бога, Который допускает столько ужасных вещей?»
Вы можете подумать: «бедный Израиль! Всё, чего они хотели, – воды для своих плачущих детей. Без воды любой измучился бы от жажды. Как тут не роптать?» Но дело тут было вовсе не в отсутствии воды. Также и не в том, что Бог удерживал Свои благословения у Своего народа, ведь Он сразу после этого дал Израилю потоки воды из скалы.
Нет, для гнева у Бога была очень веская причина. Её мы находим позднее в Писании, когда Моисей вспоминал этот эпизод в Массе. Он сказал:
«вы воспротивились повелению Господа Бога вашего, и не поверили Ему, и не послушали гласа Его. Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас» (Второзаконие 9:23-24).
Моисей говорил здесь Израилю:
«вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас. Вы никогда не слушались и не верили Божьему Слову».
Итак, в чём же была причина? По словам Моисея, причина была в том, что Израиль никогда не имел настоящей веры. Они никогда не стремились полностью довериться Господу. На самом деле эти израильтяне всё время носили с собой своих идолов. Они прятали своих маленьких идолов в своих шатрах, чтобы обратиться к ним в случае, если Бог подведёт их. Господь сказал:
«приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне? Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им» (Деяния 7:42-43).
Можете ли вы представить себе, как разгневан был Бог этими людьми сейчас? Они обвиняли Его за отсутствие воды, требуя: «почему это Бог не отвечает на наши молитвы?», и при этом сами всё время обращались к иным богам, чтобы те избавили их. Божий гнев здесь не был чем-то вроде испытания их веры; это был громовой призыв к покаянию. Он вовсе не удерживал от них Своего благоволения.
Недавно один молодой пастор написал мне о своём опыте, который очень похож на опыт Израиля. Он писал: «когда я пришёл к Господу, я не оставил своё увлечение мирской музыкой. Для меня было неважно, насколько грешными являются музыканты. Это была моя музыка, и никакой проповедник не мог убедить меня оставить её.
Я даже внедрил её в те молодёжные группы, которые я вёл. Я хотел привлечь толпы подростков, дав им ту музыку, какую они хотели. Мы использовали на служениях тяжёлый рок, панк, рэп. Но потом эта моя молодёжная группа начала духовно умирать. Они перестали слушать Божье Слово и мои проповеди, и расцвели пышным цветом все виды аморальности. Это была полная смерть.
Я постоянно молился о том, чтобы Бог каким-то образом пробудил их, но ничего не менялось. Однажды Дух Святой ответил мне очень конкретно: «ты внёс в Мой дом твоего идола. Это твоя нечестивая музыка, которую, как ты знаешь, Я ненавижу. А сейчас ты развратил ею и всё твоё стадо. Удали этого идола из твоего сердца и удали её от этих молодых людей. Тогда Я вернусь и буду пребывать среди вас».
Я немедленно избавился от этой музыки. И ввёл музыку поклонения и прославления. Я сделал свои проповеди простыми и прямыми, взятыми прямо из Писания. И вскоре Дух Святой снова начал входить в нашу среду. И сейчас, слава Богу, наша молодёжная группа начала духовно расти!».
Это именно то, что Бог хотел, чтобы сделал Израиль. Он говорил народу: “Я никаких благ вас не лишаю. Когда вы попросили Меня утолить вашу жажду, Я тут же откликнулся, дав воду из скалы. Сейчас Я только пытаюсь заставить вас немножко задуматься. Я хочу поговорить с вами о том, что вы скрываете в своей жизни».
Верите ли вы, что Бог видит ваше сокровенное?
Верите ли вы в то, что Господь благословляет тех христиан, которые пытаются служить Ему, удерживая в себе тайную похоть? Вот где истинное преступление неверия: хранить в своём сердце что-то тайное и не выносить это на Божий свет для избавления от этого.
Совсем другое дело – когда человек привязан привычкой к обыденному греху, но при этом ненавидит его. Такой человек презирает свой тайный грех и усиленно борется с ним. Он вопиёт к Богу об освобождении от него и ищет благочестивого совета у других. Такой может быть уверен в том, что Господь будет терпеливым по отношению к нему, пока он борется.
Вы только подумайте: даже будучи уже в Массе, израильтяне всё ещё носили с собой своих идолов. Это означает, что они не расставались с ними и в то время, когда проходили посреди расступившихся волн Чермного моря. Они держали их при себе даже после того, как Бог поразил армию фараона и даже тогда, когда Бог сделал сладкими горькие воды Мерры. И теперь, в Массе, Бог снова без суда избавил их от жажды, наполнив их животы холодной водой. Действительно, Господь ни разу не лишил Израиля Своего благословения, несмотря на всё их идолопоклонство.
И всё же народ продолжал удерживать в себе свой тайный грех. Они славили Господа, радуясь Его облачной защите от солнца днём и Его теплу от столпа огненного ночью. Почему же они могли жить в таком состоянии? Потому что:
«Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло» (Екклесиаст 8:11).
Неверие Израиля не имело ничего общего с Божией способностью избавить их. На их глазах Он совершал чудо за чудом. Нет, этот народ просто не принимал заповеди Бога всерьёз. Они успокоились в своём грехе, потому что Господь нескоро осудил их за него. У них не было страха за последствия, ведь, в конечном счёте, никто из их детей не умер, даже более того, они всё ещё ели манну с неба и мясо.
Короче говоря, Израильтяне потеряли свой страх перед Богом. Они втайне думали: «нас бы уже давно должен был испепелить святой огонь за неверие в гнев Божий. Однако Он ни разу не осудил нас за наш грех, так что мы вполне можем продолжать поклоняться своим идолам». Они приняли как должное слова Иеремии:
«по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось» (Пл. Иер. 3:22).
2. Неверие препятствует всякому избавлению от власти и господства сатаны.
Я убеждён, что всякий непобеждённый грех вызван неверием. И в данный момент множество христиан по всему миру ведут заранее обречённую на поражение борьбу с грехом, а многие уже даже прекратили бороться. Они убедили себя в том, что некий сильный демонический дух создал в них твердыню и теперь его выгнать невозможно. И поэтому они живут в таком несчастном, жалком состоянии, связанные по рукам и ногам запинающим их грехом. Павел выражает вопль их сердца, когда говорит:
«Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24).
Но Павел отвечает на свой собственный вопрос в следующем стихе:
«Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим» (7:25).
Другими словами, «Иисус Христос избавляет меня от власти и господства греха». Как это происходит? Это что, только богословская истина, которую мы должны принять? Или же это должно иметь какое-то практическое действие в нашей жизни? Как Христос на самом деле освобождает нас?
Ответ настолько прост, что мы часто не замечаем его. Он слишком прост для индусов, которые отвергают его в пользу дел. Они предпочтут проползти на животе несколько миль, чтобы попытаться ублажить своего бога за их грехи. Иудеи также отвергают эту истину, предпочитая соблюдать свыше 630 правил и постановлений и надеясь делами перевесить тяжесть своих грехов. Мусульмане будут лучше повергаться ниц и творить добрые дела, пытаясь ублажить Аллаха за свои недостатки. Даже многие христиане предпочитают прибавить к своему избавлению какое-нибудь правило для большей уверенности в их спасении. Они дают обещания Богу и пытаются подавить все желания своей плоти своими собственными силами.
Но вот оно, простое, даже очень простое, евангелие: когда наступит истинное покаяние, за ним последует мгновенное прощение. И мгновенное очищение, а также постоянный беспрепятственный доступ к престолу Божьему. Если мы уверуем в эти истины, мы сделаемся свободными.
Грех побуждает нас укрываться от Божьего присутствия.
Вот как проявляется неверие среди христиан: когда мы грешим, оскорбляя Бога, мы склонны бежать от Его присутствия. Мы думаем, что Он слишком разгневан, чтобы желать общаться с нами. Как же Он может находиться с нами в тесном общении, когда мы так ужасно согрешили?
И мы перестаём молиться. Стыдясь Его, мы думаем: «я не могу пойти к Богу в таком состоянии». И мы начинаем пытаться заслужить наше возвращение в Его милость. Мы убеждены, что нам нужно только время, чтобы очиститься. Мы думаем, что если нам удастся продержаться несколько недель, не впадая в наш привычный грех, то этим мы докажем себе, что достойны снова приблизиться к Его престолу.
Это – злостное неверие, и также преступление в Божьих глазах. Когда мы исповедуем наш грех, в том числе и досаждающие нам греховные привычки, Бог ни о чём не спрашивает нас. Он не требует от нас доказательства нашего покаяния, не спрашивает: «ты искренне сожалеешь о своём грехе? Я что-то не вижу слёз. Ты обещаешь, что никогда больше не будешь совершать опять этот грех? Ну-ка, пойди и попостись пока по два дня в неделю, и помолись по часу в день. Если выдержишь это и не ослабеешь, тогда возможно продолжим наше общение».
Да не будет такого никогда! Когда Иисус примирил нас с Отцом на Кресте, Он это сделал однажды и на все времена. Это значит, что если я согрешил, то мне уже нет необходимости снова начинать весь процесс примирения с Богом, как если бы я был отвержен Господом и вдруг стал непримирённым. Нет, завеса разделения была разодрана навсегда на Кресте, и я навсегда получил доступ к Отцу через Кровь Иисуса. Для меня дверь всегда открыта:
«в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него» (Ефесянам 3:12).
Библия ясно говорит, что если кто-нибудь из нас согрешит, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа. Мы можем стоять за дверью перед входом в Его тронный зал, ощущая свою нечистоту и недостойность. Но если мы будем продолжать стоять там, отказываясь войти, то это не от смиренности; это от неверия.
«Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16).
Что значит «благовременная помощь»? А это значит помощь, в которой мы нуждаемся, когда подвели нашего благословенного Господа. Как только мы согрешили, мы сразу же нуждаемся в милости и благодати. И Бог побуждает нас приходить тогда с дерзновением к Его престолу, с уверенностью, чтобы получить от Него всё, в чём мы нуждаемся. Мы должны приходить к Нему не только тогда, когда ощущаем себя праведниками или святыми; мы должны приходитть всякий раз, когда мы в нужде.
Более того, нам не нужно ждать, чтобы очистить наши души.
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоанна 1:9).
Иоанн говорит, что мы не должны пытаться что-то делать, когда нас очищают, в течение часов, дней, недель. Это происходит мгновенно, сразу, как только мы приходим к Господу.
А ваша вера позволяет вам верить в Божие мгновенное прощение? Можете ли вы мгновенно вступить в непрерывное общение с Отцом? Это в точности то, что Писание призывает нас делать. Видите ли, вера, что спасает нас и прощает нас, она же и удерживает, соблюдает нас. Пётр говорит, что мы:
«силою Божиею через веру соблюдаемы ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1 Петра 1:5). Какая невероятная истина!
И всё же наше неверие не даёт нам получать Божию удерживающую силу. И со временем, когда нам приходится сталкиваться с непрекращающимся давлением греха, мы можем начать впадать в отчаяние. Возлюбленные, этого просто не должно быть. Бог дал нам удивительные новозаветние обетования. Однако они не принесут нам пользы, пока мы не поверим в них и не возьмём их на вооружение. Наш Господь пообещал вложить Свой закон в наши сердца, быть для нас Богом, удерживать нас от падения, вложить Свой страх в нас, дать нам силу проявлять послушание, учить нас ходить Его путями. Мы только должны до конца верить в это.
3. Первая глава Луки содержит один из самых поучительных примеров серьёзности неверия.
Вы помните историю о благочестивом Захарии, отце Иоанна Крестителя. Захария был благочестивым священником, пострадавшим от единственного случая проявления неверия. Его история показывает нам, насколько серьёзно Бог относится к этому греху.
Писание говорит, что Захария был «праведен пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Луки 1:6). Это был благочестивый и уважаемый всеми человек. Его служение заключалось в воскурении благовоний перед жертвенником, что символизирует молитвы и воздыхания, – составляющие действия чистого служения поклонения. Другими словами, Захария был верным и послушным служителем, жаждавшим пришествия Мессии.
Однажды, когда Захария нёс своё служение, Бог послал ангела Гавриила, чтобы сказать ему, что его жена родит сына. Гавриил сказал, что его рождение будет для радости многих в Израиле, и подробно изъяснил Захарии, как воспитывать этого мальчика. Однако всё время, пока ангел говорил, Захария дрожал от страха. И внезапно его душа наполнилась сомнениями и он поддался страшному неверию. Он спросил ангела: «как я узнаю, что это правда? Ведь я стар, и жена моя в летах преклонных» (см.1:18).
Бог не отнёсся мягко к сомнению Захарии, и вынес такой приговор этому священнику:
«вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим» (Луки 1:20).
О чём этот эпизод говорит нам? Он говорит о том, что неверие закрывает наш слух для слышания Бога, даже когда Он явно говорит к нам. Оно не даёт нам услышать новое откровение, и оно же удерживает нас от близкого общения с Богом. И внезапно, поскольку мы больше не слышим и не получаем ничего от Бога, у нас иссякает слово для проповеди или свидетельства. И какими бы мы ни были верными или прилежными в служении, мы, подобно Захарии, навлечём на себя паралич слуха и языка.
Наконец, мы имеем ещё одно предупреждение в Евреям:
«Итак видим, что они не могли войти за неверие» (Евреям 3:19).
Только один грех помешал Израилю войти в землю обетованную: неверие.
Ханаан символизирует место покоя, умиротворённости, плодотворности, уверенности, полноты, удовлетворения, – всего, чего так жаждет верующий. Это также место, в котором Господь явно говорит со Своим народом, направляя его: «вот путь, идите по нему». Но Израиль не смог войти в Землю Обетованную из-за одного греха.
И грехом этим было не прелюбодеяние (а Писание называет этих израильтян родом прелюбодейным), не их постоянные разводы (Иисус сказал, что Моисей позволил разводы этому поколению из-за их жестокосердия); не гнев, не зависть, не лень и не злословие; этим грехом было даже не их тайное идолослужение. Все эти грехи были результатом неверия.
Нет, именно этот грех, т.е. неверие, не позволил Божьему народу войти в Ханаан. Поэтому послание к Евреям призывает нас сегодня:
«Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евреям 4:11).
Я знал многих христиан, которые решили отнестись серьёзно к своему хождению с Господом. Они приняли для себя решение более прилежно изучать Его Слово, и молились и постились с удвоенным рвением. Они решили, что будут в сердце своём приближаться к Богу во всякой жизненной ситуации. Когда я наблюдал за их жизнью, я думал: «при таком благочестии лица их будут светиться радостью. Они просто не могут не излучать Божий мир и покой».
Однако, как слишком часто бывает в таких случаях, всё оказалось совсем не так. Многие так никогда и не вошли в Божий покой. Они продолжали пребывать всё в той же неуверенности, беспокойстве, сомнениях в Божьем руководстве, беспокойстве о своём будущем. Почему? А потому, что всё ещё не избавились от привычной закваски неверия. Всё их благочестивое рвение и активность свелось на нет именно по этой причине.
Верующий слуга прилепляется к Божьему новозаветнему обетованию:
«Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иезекииль 36:27).
Он также прилепляется к этому Слову:
«Я приближу его, и он приступит ко Мне… поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся» (Иеремия 30:21, 31:9).
Наконец, послание к Евреям заявляет:
«Итак, как некоторым остаётся войти в него» (Евр. 4:6).
Автор послания здесь утверждает, по сути, следующее: «кому-то ведь должно войти в этот невообразимый покой». Я спрашиваю тебя, верующий: почему бы не тебе войти в него? Почему не мне? Если же наше неверие удерживает нас вне, то мы должны молиться: «Господи, помоги моему неверию. Исцели моё неверие. Дай мне обилие веры».
Наш Бог дал нам невероятные обетования. И Он желает, чтобы мы полагались на Него в этих обетованиях. Итак, давайте положимся на Его удивительное Слово. Пусть каждый из нас войдёт в Его обетованный покой. Тогда наша жизнь будет ярким свидетельством для этого поколения. Аминь!
Комментарии 0