Чарльз Сперджен: «Мир в сердце» (Текстовые проповеди)

Проповеди: Чарльз Сперджен (Charles Haddon Spurgeon)«и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.» (Филиппийцам 4:7)

Удивительно, что, находя в Священном Писании повеление, адресованное людям Божиим, мы практически всегда находим в этой книге и обещание помочь исполнить его. Этим утром я проповедовал по отрывку из Писания: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». А сегодня вечером мы поговорим об обещании Бога, на которое нужно положиться, если мы хотим исполнить Его заповедь: «Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».

Этим вечером мы не будем использовать образ водохранилища, о котором говорили утром. Сейчас мы поговорим о крепости, которую нужно охранять, «соблюдать». И обетование Божие говорит, что ее можно уберечь – с помощью «мира Божьего, который превыше всякого ума, во Христе Иисусе».

Поскольку сердце – это самая важная часть человека – из него исходят источники жизни – естественно, что сатана, пытаясь причинить зло человеку, главные свои силы направляет на атаку сердца. Теорию подтверждает опыт: хотя сатана искушает нас всеми возможными способами, атакует каждые ворота города под названием «Душа человека», хотя под каждую стену он подкатывает свое орудие, все же главные силы своей смертельной злобы он направляет на сердце. В сердце, уже и без того злое по природе, он бросает семена зла и делает все возможное, чтобы превратить его в гнездо вредоносных птиц, в сад пагубных деревьев, в речку с ядовитой водой. По этой причине мы должны удвоить свои силы, прилежно охраняя сердце: с одной стороны, оно является самой важной частью человека, а, с другой стороны, сатана, зная об этом, бросает свои основные силы на его захват. Посему заповедь «больше всего хранимого храни сердце свое» вдвойне важна. А так как опасность не уберечь сердце в два раза больше, то и обещание, что мир Божий соблюдет наши сердца во Христе Иисусе, вдвойне сладостно. Сначала мы обратим внимание на то, что охраняет сердце и помышления. Потом мы поговорим о том, как достичь этого (нужно помнить, что это обещание тесно связно с заповедями, данными ранее). И в конце мы попытаемся показать, что на самом деле мир Божий защищает от нападок сатаны.

I. Итак, возлюбленные, средство охраны, которое Бог дарует святым, – это «мир Божий, который превыше всякого ума», мир, который защитит нас в Иисусе Христе.

Слово «мир» нужно понимать в двух смыслах. Это мир Божий, который существует между дитем Божиим и Богом-Судьей, мир, который на самом деле превыше всякого ума. Иисус Христос полностью удовлетворил все требования божественной справедливости, и поэтому сейчас Бог не имеет никаких претензий к Своим детям. Бог не гневается на Своих детей за их грехи – искупление Христа установило между ними нерушимый мир.

А отсюда проистекает и мир с совестью, и эта вторая составляющая мира с Богом. Когда Бог всем удовлетворен и более не гневается, тогда и совесть человеческая удовлетворена человеком. Совесть, которая прежде была самым главным нарушителем спокойствия в сердце, теперь выносит оправдательный приговор и больше не тревожит его. Дите Божие совесть не осуждает, а если и осуждает, то очень нежно. Нас как будто мягко упрекает любящий друг, который намекает нам на наш проступок и призывает нас измениться, но после этого больше не угрожает нам наказанием. Совесть прекрасно знает, что между душой и Богом царит мир, и поэтому она даже не заикается о том, что в будущем человека может ждать что-то иное, кроме радости и покоя. А вы испытали подобный мир в его двух составляющих? Давайте остановимся на минутку и зададим себе вопрос: «Душа, пребываешь ли ты в мире с Богом? Запечатлено ли твое прощение кровью Искупителя? Ну же, ответь на этот вопрос, мое сердце: возложило ли ты свои грехи на Христа, видишь ли ты, как Он омыл их алым потоком Своей крови? Чувствуешь ли ты, сердце мое, что сейчас между тобой и Богом установился вечный мир, и поэтому ты можешь подойти к Богу таким, как ты есть, и Он не будет гневаться на тебя, Он не истребит тебя в гневе Своем, не уничтожит тебя Своей немилостью? Если все это так, душа моя, то остановись и задай себе другой вопрос: а пребывает ли в мире твоя совесть? Ибо если мое сердце не осуждает меня, если совесть уверяет меня, что я стал причастником драгоценной благодати спасения, тогда я самый счастливый человек! Я один из тех, кому Бог дал мир, который превосходит разумение!»

Почему же этот мир называется «миром Божьим»? Мне кажется, потому, что он исходит от Бога, потому что Бог его придумал, потому что Бог дал Своего Сына, чтобы Тот принес мир, потому что Бог дал Своего Духа, чтобы наша совесть пребывала в мире, потому что Бог, пребывающий в душе этого человека, и есть его мир.

Далее мы читаем, что «мир Божий превыше всякого ума». Что это значит? Апостол Павел имеет в виду, что этот мир своим умом мы никогда не поймем, а следовательно, и не достигнем. Человек своим плотским умом никогда не постигнет его. Тот, кто пытается при помощи философии постичь тайну христианского мира, потерпит полную неудачу. «Я не понимаю, как он возможен и почему он существует, – скажет философ. – Вот, этих людей гонят. Я смотрю в прошлое и вижу, что их иногда гнали до самой смерти. Они скитаются в овечьей шкуре, бедные, страдающие, больные, но лица этих христиан светятся спокойствием, и я не могу этого понять. Я не имею ни малейшего представления о том, что это такое. Я даже в самые радостные моменты своей жизни о чем-то переживаю, и в часы наивысшего счастья меня гложут сомнения и терзают страхи. Почему же христиане обладают этим покоем и миром?» Невозможно понять этот мир. Философ может долго учить нас, но он не сможет нам рассказать, как же достичь мира с совестью, который есть у христиан. Диоген будет утверждать, что ему ничего не надо, что он может жить в бочке и при этом думать, что он счастливее Александра Македонского, он будет уверять, что достиг мира, но мы все равно смотрим на него как на жалкое создание и, даже восхищаясь где-то его храбростью, мы неизбежно будем думать, что он глупец. Мы не верим ему, когда он утверждает, что, расставшись со всем, обрел покой ума, полный и всеобъемлющий мир, такой, какой есть у настоящего верующего. Великие философы прошлого изрекали правила жизни, которые непременно, с их точки зрения, должны были привести к счастью, но часто оказывалось, что даже они сами не могли жить по этим правилам, а их ученики, пытаясь применить их советы в своей жизни, обременяли себя невыполнимыми правилами для достижения недостижимых целей. Но христианин при помощи веры делает то, что другому человеку сделать не под силу. В то время, как слабый ум пытается взобраться на гору, вера стоит на ее вершине. В то время, как слабый ум пытается убежать от непогоды, вера парит высоко вверху, над грозой, и оттуда, смеясь, смотрит вниз на долину, где бушует буря. Вера идет дальше ума, и мир, который есть у христианина, мирские люди не могут ни постичь, ни достичь. «Мир Божий превыше всякого ума».

Сказано, что этот мир «соблюдает помышления во Христе Иисусе». Без Христа Иисуса этот мир не существовал бы. Без Христа Иисуса этот мир, даже если бы и существовал, не смог бы долго просуществовать. Ежедневно встречайтесь со Спасителем, постоянно взирайте на крест, где Он истекает кровью, прибегайте к Его никогда не иссякающему источнику – и ваш мир будет крепким, долгим, постоянным. Но уберите Иисуса Христа, источник мира, и мир исчезнет, умрет, перестанет существовать. Христианин может иметь мир с Богом только благодаря искуплению Его Господа Иисуса Христа.

Итак, я закончил излагать, как некоторые могут сказать, сухую богословскую часть нашей темы. Если вы никогда сами не испытывали этого мира, я не смогу вам объяснить, что это такое, но все же я могу рассказать вам, где его можно найти, потому что я иногда вижу его в других людях. Я видел христианина, очень бедного, еле сводившего концы с концами. Он никогда не знал, будет ли ему что поесть в следующий раз, но при этом всегда оставался спокойным и невозмутимым. Если бы он даже был таким же богатым, как индийский принц, вряд ли он смог бы еще меньше заботиться о жизни. Если бы он наверняка знал, что у него всегда будет хлеб и питье, если бы он был абсолютно уверен, что вороны будут приносить ему хлеб каждый день утром и вечером, он все равно не смог бы проявить больше спокойствия. А на другой стороне улицы жил сосед бедняка, не такой уж и бедный, но одолеваемый заботами с утра до вечера. Беспокойство буквально сводило его в могилу. А этот бедный благочестивый человек, хотя и старательно работал, однако получал мало, но все же освящал заработанный хлеб молитвой и благодарил Отца за то, что имеет. И хотя он не знал, получится ли у него заработать что-нибудь еще, он все равно доверялся Богу и всем говорил, что вера его не подведет, несмотря на то, что провидение может ввергнуть его еще в большую нищету.

Вот что значит «мир Божий, который превыше всякого ума». Я видел, что этим миром обладала одна женщина, потерявшая своего друга. Ее любимый муж лежит в гробу, и скоро ей придется расстаться с ним. Хотя она уже рассталась с ним, но теперь у нее отнимут даже его холодное окостенелое тело. Она смотрит на него в последний раз, на сердце у нее необычайно тяжело. Она думает, кто же теперь позаботится о ней и о детях. Раскидистое дерево, которое защищало их от палящего солнца, срубили. Над ее головой теперь ясное небо, и Творец стал ее мужем; дети, лишившиеся папы, остаются с Богом, который будет им отцом. Вдова доверяет Ему. Со слезами на глазах она смотрит вверх и говорит: «Господи, Ты даешь и Ты забираешь, благословенно имя Твое». Гроб с ее мужем опускают в могилу; она не улыбается, но, хотя она и плачет, ее лицо спокойно, и она говорит, что, даже если бы могла, не стала бы ничего менять, потому что в произошедшем есть праведная воля Иеговы. Она обрела «мир Божий, который превыше всякого ума». Приведу еще один пример. Вот Мартин Лютер стоит посреди зала, где собрался Вормский сейм. Вокруг сидят короли, принцы и приспешники Рима, жаждущие крови. Этим утром Мартин встал в полном спокойствии, он пошел на заседание сейма, чтобы отстоять истину, и поэтому смело провозгласил там, что он проповедует то, во что верит, что Бог помогает ему и что он будет стоять до последнего.

Жизнь реформатора в Божиих руках. И хотя еще полностью не развеялся запах сожженного тела Яна Гуса, и он помнит, что князья, находящиеся здесь, уже не раз коварно обманывали тех, кого обещали защитить, все же он стоит здесь, перед ними, в полном спокойствии. Он не боится людей – их нечего бояться; мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет его сердце и помышления во Христе Иисусе. А вот еще один пример. Джона Брадфорда из Ньюгейта должны были сжечь завтра утром в Смитфилде. Он с великой радостью лег в постель, потому что знал, что завтра у него свадьба. Он сказал своему сокамернику: «Завтра разведут великолепный костер». Он смеялся и радовался всю ночь от того, что очень скоро наденет на голову венец мученика. Может, этот Брадфорд был сумасшедшим? Ни в коем случае. У него был «мир Божий, который превыше всякого ума». Но, наверно, ярче всего этот мир проявляется в умирающем верующем. Братья, вы не раз видели это спокойствие и безмятежность и говорили при этом: «Господь, можно я умру вместе с ним!» Так приятно находиться в комнате, где все тихо, спокойно, где мира уже нет, а есть только небеса, где сердце человека уже с Богом, вдали от прошлых печалей и скорбей. Умирающий совсем близко от ворот вечного блаженства. А вы спрашиваете: «Как так получается? Почему смерть не страшит его, не заставляет трепетать?» Она страшит человека, но в то же время у него есть «мир Божий, который превыше всякого ума». Понять, что это такое, может только тот, кто обладает им, – дите Божие. И когда, однажды почувствовав его, вы сможете сохранить спокойствие во время паники и быть уверенными в победе, петь среди бури, улыбаться в окружении врагов, доверять Богу, каким бы тяжелым ни был ваш путь, когда вы полностью уверитесь в мудрости и благости Иеговы, это значит, что у вас будет «мир Божий, который превыше всякого ума».

II. Итак, мы с вами поговорили о том, что такое мир. Теперь перейдем ко второму пункту и попробуем разобраться, как же достичь его.

Я уже говорил, что Бог обещает даровать мир в ответ на исполнение Своей заповеди. Бог исполнит Свое обещание, если вы выполните Его волю. Обратимся же сейчас к четвертому стиху и посмотрим на первое правило обретения мира. Христианине, хотите ли вы иметь «мир Божий, который превыше всякого ума»?

Во-первых, вы должны всегда радоваться. Человек, который никогда не радуется, а только печалится, горюет, плачет, забывает о Боге и следовательно забывает о всеведущем Иегове. Тот, кто всегда жалуется на испытания в пути и немощи своей плоти, никогда не будет иметь такого мира. Друзья, развивайте в себе умение веселиться, старайтесь всегда улыбаться, помните, что эта такая же заповедь Бога, как и повеление: «Возлюби Господа Бога всем сердцем своим». Всегда радоваться – это заповедь Бога, ваша обязанность, равно как и честь. Поэтому исполняйте ее. Помните, не радоваться – это грех. Радоваться – это обязанность, исполнение которой приносит лучшие плоды и лучшую награду. Всегда радуйтесь, и тогда мир Божий соблюдет ваши сердце и ум. Впуская в свою жизнь пагубные сомнения, мы разрушаем свой мир.

Следующая заповедь звучит так: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Если вы хотите иметь мир, будьте кроткими. Торговец, ты не можешь жульничать и при этом иметь мир. Юноша, не думай, что ты сможешь иметь мир Божий, который превыше всякого ума, если главное твое желание – стать известным и покорить весь мир. Ты должен быть кротким и умеренным в своих желаниях, и тогда обретешь мир. Господин с пылающим лицом, ты должен быть умерен в своем гневе. Не гневайся на своих коллег, не медли, усмиряй свою раздражительность. Гневливый человек не может иметь мира. Будь кротким, отложи желание отомстить. Если же ты все-таки сердишься, то, гневаясь, не согрешай. Христианин, полюби умеренность во всем, что делаешь и чего ждешь. Если твои ожидания невелики, то и разочарования невелики. Помни, никогда не желай слишком многого. Тот, кто хочет попасть на луну, разочаруется, если достигнет только половины пути. Если же он умерит свои желания, то порадуется, что забрался выше, чем вначале предполагал. Будьте кроткими в желаниях, чего бы вы ни хотели, пусть ваши желания согласуются с Божьими, и тогда вы сможете выполнить заповедь, что приведет к исполнению обещания Бога: «Мир Божий соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».

Последнее повеление, которое нужно исполнить, таково: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом». У вас не будет мира, если вы не расскажете Богу о своих проблемах. Только Ему можно изливать свою душу. Если вы поделитесь своими проблемами с друзьями, вы можете избавиться от них лишь на миг, а после они снова вернутся. Если же вы расскажете о них Богу, считайте, что вы их похоронили: если вы отдали их Ему, они никогда вас больше не побеспокоят. Если вы катите камень своего бремени не к Богу, вы трудитесь напрасно, подобно Сизифу. Но если вы катите камень бремени к Богу, значит, вы катите его по направлению к глубокому ущелью. Если он упадет туда, его больше не достанешь. Забросьте свои проблемы туда же, куда вы забросили свои грехи, – в глубины морские. Никогда не держите свою проблему при себе – отдавайте ее Богу. Как только она появляется, немедленно расскажите об этом Отцу в молитве. Помните, что чем дольше вы скрываете ее от Бога, тем слабее становится ваш мир. Чем дольше длится мороз, тем глубже промерзает пруд. А вы будете мерзнуть до тех пор, пока не выйдите к солнцу. Когда же вы выйдите на солнце – к Богу, тогда лед начнет таять, а ваши проблемы исчезать. Не медлите, ибо чем дольше вы ждете, тем дольше лед будет таять. Если вы долго пробудете на морозе, ваши проблемы превратятся в толстые и прочные куски льда, и понадобится много дней усиленной молитвы, чтобы растопить их. Бегите к престолу Божьему. Старайтесь походить на ребенка, который бежит к маме сразу же, как только что-то случается. Бегите к Отцу в ту же минуту, как вас постигла беда. И так во всем, даже в самом малом. «Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом». Приносите к Богу головную боль своего мужа, болезни своих детей, приносите все: и мелкие семейные проблемки, и тяжелые коммерческие неудачи. Изливайте Ему свое сердце. Открывая свои желания Богу, вы исполните заповедь, и «мир Божий соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».

Вот эти повеления. Пусть же Бог Святой Дух поможет нам исполнить их, и тогда мы будет пребывать в вечном мире Божьем.

III. И теперь нам осталось только показать, как мир, который мы только что описали, сохраняет сердце.

Вы увидите, как мир сохраняет сердце полным. У человека, у которого есть мир с Богом, вы не найдете пустого сердца. Он понимает, что Бог сделал для него очень много и что он должен любить своего Бога. Вечное основание его мира, лежащее в божественном избрании, – твердая опора Его мира; воплощение Христа, Его праведность и смерть – апогей Его мира; небеса – место, где Его радость и мир станут совершенными. Об этом всем стоит размышлять с благодарностью, и размышления эти обязательно приведут к росту любви. А где есть любовь, там есть и большое и полное сердце. Поэтому храните мир с Богом и вы сохраните сердце, полное до краев. И помните, что полнота жизни прямо пропорциональна полноте сердца. Если ваше сердце пустое, значит, ваша жизнь пуста. Если ваше сердце полное, значит, вы живете полной, насыщенной, настоящей жизнью, которой можете свидетельствовать миру. Поэтому бережно храните мир с Богом. Всегда помните, что он существует только благодаря Иисусу Христу. И пусть ваша совесть будет спокойна, тогда ваше сердце будет полным, а душа сильной, тогда вы сможете делать дело своего Господа. Храните мир с Богом, и тогда сердце ваше будет чистым. Если придет искушение, вы спокойно скажете ему: «Что ты предлагаешь мне? Наслаждение? Смотри, оно уже есть у меня! Ты предлагаешь мне золото? И золото у меня есть, все у меня есть, это дар Бога! У меня есть город нерукотворный, Я имею „жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный“. Зачем мне твое фальшивое золото?» «Но я дам тебе славу и почет», – не успокаивается сатана. «Мне достаточно славы, она у меня есть, – ответит сердце, в котором обитает мир. – Бог прославит меня в последний день». «Я дам тебе все, что пожелаешь», – говорит искуситель. «У меня есть все, чего я желаю», – отвечает христианин.

Здесь ничего не хочу я –
Счастлив в любви Христа.
Мир с Иисусом ценю я
Превыше всех благ, сатана.

Ну же, прочь сатана! Пока я в мире с Богом, я выстою все твои искушения! Ты предлагаешь мне серебро – у меня есть золото. Ты раскрываешь передо мной сокровища земли – у меня есть сокровища небес. Иди прочь, искуситель душ человеческих! Прочь, дьявол! Твои искушения и льстивые речи не действуют на того, кто в мире с Богом. Этот мир сохраняет сердце целым, неразделенным. Тот, кто пребывает в мире с Богом, может отдать все свое сердце Господу. «Зачем мне искать еще чего-то на земле, если я уже нашел покой в Боге? – спросит он. – Тогда я стал бы похож на птицу, сбившуюся с пути. Я нашел источник, зачем же мне пить из разбитого сосуда, который не удерживает воду? Я почиваю на руках моего Возлюбленного, зачем же мне искать покой у кого-то другого? Я уверен, что эта вера правильная, зачем же мне оставлять чистый ливанский снег? Я чувствую и знаю, что эта вера плодородна – ибо она производит во мне стократный плод мира, зачем же мне сеять в другом месте? Я, как Руфь, приду на поля Вооза и останусь там навсегда».

Кроме того, мир Божий делает сердце богатым. Вы, наверное, уже заметили, что я возвращаюсь к пунктам сегодняшней утренней проповеди, и показываю, как этот мир помогает выполнять необходимые требования, о которых речь шла сегодня утром. Мир с Богом делает сердце богатым. У человека, который постоянно сомневается и расстраивается, бедное сердце – в нем ничего нет. Но у человека, который в мире с Богом, сердце богатое. Если я в мире с Богом, я могу смело подойти к Его престолу, где обрету богатство. Созерцание – вот еще одна сфера для обогащения. Если мое сердце в мире с Богом, я могу созерцать Бога, если же нет, то созерцание невозможно, ибо налетят птицы на жертву, а я не смогу отогнать их, если моя душа не будет в мире с Богом (ср. Быт. 15:11). Слушание Слова – это еще один способ стать богатым. Если мой разум в беспорядке, я не смогу слушать Слово с пользой. Если с собой в церковь я приношу свою семью, свою работу, своих овец или лошадей, я не могу слушать. Если рядом со мной на скамье в церкви сидят коровы, собаки, лошади, я не услышу проповедь Евангелия. Если меня не оставляет в покое работа и я не могу не думать о делах, я не смогу ничего услышать. Но если у меня есть мир, если я спокойно отношусь ко всему и полагаюсь на волю своего Отца, тогда я буду слушать Евангелие с удовольствием, и каждое слово проповеди будет полезным для меня, ибо уста мои будут пусты и я смогу заполнить их небесными сокровищами Слова. Итак, вы видите, что мир с Богом обогащает душу. Он делает сердце богатым, соблюдая сердце и помышления во Христе Иисусе, Господе нашем. Вряд ли стоит говорить, что мир Божий исполняет еще одно требование Бога, о котором я не упомянул, потому что это само собой разумеется. Мир Божий делает сердце миролюбивым. Мир наполняет его миром, миром, подобным реке, праведностью, подобной морским волнам.

А теперь, братья и сестры, я скажу о самом важном, без чего невозможно сохранить сердце. Вы можете сохранить его только одним способом – только если обретете мир Божий, будете развивать его и радоваться ему. Умоляю вас, все исповедующие веру, не уходите сегодня отсюда, пока не уверитесь, что у вас есть мир с Богом. Скажу еще вот что. Если вы завтра утром, в понедельник, выйдите из дома без мира Божьего в сердце, вы не сможете сохранить сердце в мире на протяжении недели. Если же сегодня вечером вы убедитесь, что находитесь в мире с Богом и с остальным миром, тогда вы можете заниматься своими делами – я не переживаю за вас. Вы выстоите в любом искушении: ни лжеучение, ни дурной пример, ни плохое слово не соблазнят вас. Ибо тот, у кого есть мир Божий, вооружен, он облачен в доспехи с ног до головы. Стрелы могут лететь в него, но они не повредят, ибо мир Божий – это такая прочная броня, что о нее разломится надвое даже меч сатаны, которым он будет пытаться поразить вас. Внимательно следите за тем, пребываете ли вы в мире с Богом. Если же нет, завтра на сражение вы поедете безоружным, без доспехов, и да поможет Бог человеку, который безоружным вступает в бой с землей и адом. Не будьте же глупцом, облекитесь во всеоружие Божие и ничего не бойтесь.

Что касается остальных, то у вас нет мира с Богом, потому что «нет мира нечестивым, говорит Бог мой». Я не могу призывать вас хранить свое сердце. Мой совет вам – избавьтесь от своего старого сердца как можно скорее и обретите новое. Вы должны молиться так: «Господи, забери мое каменное сердце и дай мне сердце плотяное». Мне нечего сказать вам из этого отрывка, но я скажу вам из другого вот что. Хотя ваше сердце и порочно, вы можете получить другое, праведное. Если у вас будет праведное сердце, тогда мне будет, к чему призвать вас. Помните, Христос сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные»? А потом продолжил: «Ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Ваше сердце гордое, высокомерное, полное похоти и грязи. Но посмотрите на сердце Христа: Он кроток и смирен. Поэтому ободритесь. Ощущаете ли вы сейчас свой грех? Христос кроток. Если вы придете к Нему, Он не отвергнет вас с презрением. Чувствуете ли вы, что слишком любите мир и ничего из себя не представляете? Христос смирен, Он не будет презирать вас. Если бы сердце Христа было таким же, как ваше, вы бы непременно подверглись осуждению. Но сердце Христа не такое, как ваше, Он не поступает так, как поступаете вы. Когда я смотрю на ваше сердце, мне кажется, что у вас нет надежды. Но когда я смотрю на сердце Христа, я вижу, что оснований для надежды у вас множество.

Подумайте же о Его благословенном сердце! И если вы вернетесь сегодня домой с сокрушенным и печальным духом, обремененным тяжестью греха, тогда зайдите в свою комнату, закройте дверь и, ничего не боясь, поговорите с этим кротким и смиренным сердцем. И хотя ваши слова, может быть, будут некрасивыми, а чувства непоследовательными, Он услышит вас и ответит с небес, на которых живет. А услышав вас, Он простит и примет ради имени Своего.

Вечер 21 февраля 1858 г.

Комментировать