Текстовые проповеди: Дерек Принс (Derek Prince): «Свобода поклоняться»
Дорогой Друг: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоанна 4:23).Не удивительно ли это? Всемогущий Бог, имеющий в Своем распоряжении ресурсы всей Вселенной, ищет Себе поклонников — людей, подобных вам и мне, вынутых из падшей расы грешников! Чем побуждаем Бог? Есть ли у Него какая-то глубокая нужда в заверении или одобрении? Едва ли! Нет — Его отцовское сердце жаждет открыть Себя во всей Своей славе тем, кого Он сотворил. Это — высшее благословение, которое Он может подарить. Откровение Бога приходит, в первую очередь, через Его драгоценное Слово — Библию. «Кто любит Меня, — сказал Иисус — тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» Иоанна 14-23. Через принятие Божьего Слова и послушание ему и Бог Отец, и Бог Сын приходят, чтобы жить в нас. Это, в первую очередь, привлекает нас к поклонению Богу, которого мы приняли. Чем лучше мы знаем Бога через Его Слово, тем больше мы желаем поклоняться Ему. Мы можем измерить место, которое Божье Слово имеет в нашей жизни, по степени нашего желания поклоняться Ему.
Прежде всего нам нужно признать, что поклонение не состоит из пения гимнов или куплетов или слушания хора, или даже молитвы, хотя все эти действия правильны. Они могут — или должны — вести нас в поклонение. Что еще важнее — поклонение не является какой-то формой духовного развлечения. В поклонении мы не сосредотачиваемся на себе, на наших переживаниях, но на Боге. Поклонение это непосредственное, интимное, личное общение с нашим Творцом. Это высшая деятельность, на которую способен человеческий дух. Но она идет дальше духа и включает всю человеческую личность. Ошибочно также думать о поклонении как о чем-то, что мы делаем только в собрании или на людях. Поклонение должно становиться высшей точкой нашего личного посвящения. Фактически, первоначальное значение слова «посвящение» — это «акт поклонения». Если мы поклоняемся Богу только на людях, в собрании, в этом всегда будет что-то искусственное. Это будет просто религиозным «действием», которое мы исполняем в присутствии других.
С другой стороны, объединенное коллективное поклонение может привести каждого отдельного человека к более высокому и глубокому осознанию Бога и Его величия, чем-то, что когда-либо может быть достигнуто в молитвах наедине. К сожалению, за века христианское понятие о поклонении упало ниже образца, представленного в Писании. Я исследовал все основные слова, которые Библия использует для поклонения, и пришел к восхитительному и революционному выводу: каждое место, где используется слово «поклонение» — и в Ветхом Завете, и в Новом — описывает положение тела. В качестве иллюстрации мы начнем с головы и пойдем вниз. Одно из основных действий — это склонять голову. Когда раб Авраама, искавший невесту сыну своего господина, понял, что Бог направил его в семью брата Авраама, то «преклонился (в оригинале — склонил свою голову) человек тот и поклонился Господу» Бытие 24:26 Затем, когда Моисей и Аарон передали старейшинам Израиля в Египте, что Господь пообещал освободить их из рабства, их ответ был таким же: «и преклонились (в оригинале — склонили свои головы) они и поклонились» Исход 4:31 Наши руки также играют важную роль в нашем поклонении. Отклик Давида на Божью любовь и доброту описан в Псалме 62:5: «Так благословлю Тебя в жизни моей: во имя Твое вознесу руки мои.» В псалме 140:2 Давид описывает аналогичный акт поклонения. «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздаяние рук моих — как жертва вечерняя.» В псалме 142:6 Давид описывает другое положение рук, выражающее его жажду по Богу: «Простираю к Тебе руки мои: душа моя к Тебе, как жаждущая земля». Поднимать руки — это действие, которым мы признаем Божье величие. Простирать руки — указывает на наше желание принимать от Бога.
Вероятно, самый известный символ искусства, изображающий молитву — это «Молящиеся руки» Альбрехта Дюрера. Возможно, это, скорее, изображение моления, чем поклонения. Тем не менее, важно, что Дюрер сосредотачивает внимание не на губах и даже не на лице молящегося, а на руках. Еще один способ, как мы можем использовать наши руки в поклонении, описан в Псалме 46:2,3: «Восплещите руками, все народы, воскликните Богу гласом радости: ибо Господь Всевышний страшен, — Великий Царь над всею землей.» Хлопая в ладоши, мы признаем дивное величие нашего великого Царя. Присоединяя к этому восклицание радости, мы провозглашаем Его полную победу. Время от времени я был на собраниях, когда что-то, что говорилось или делалось, вызывало взрыв аплодисментов и иногда также восклицаний. Вероятно, некоторые из них, кто так реагировал, не осознавали, что это было библейским актом поклонения. Восклицать, кричать — позвольте мне добавить — не значит громко петь. Это значит кричать — использовать все возможности наших легких. Когда Соломон посвящал храм, который он построил Господу, он простер свои руки. Но он также пошел дальше: он склонил свои колени (2 Паралипоменон 6:12-13). Эта форма поклонения отображает полное подчинение Господу. В Ефесянам 3:15 Павел открывает, что он тоже приходил к Богу в такой позе: «…преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа». В конце концов, вся Вселенная совершит это действие подчинения Творцу. В Исайи 45:23 Господь провозглашает: «Мною клянусь: …что предо Мною преклонится всякое колено…». В Филиппийцам 2:10 Павел открывает, что этот акт подчинения будет совершен непосредственно перед Иисусом как перед правителем, поставленным Богом: «пред именем Иисуса преклонится всякое колено…» Существует следующее действие поклонения, которое включает все тело и которое изображено в Библии чаще, чем любое другое: падать ниц перед Богом. Когда мы так падаем, мы признаем нашу полную зависимость от Бога. Таким образом, мы лишаем силы желание быть независимым от Бога, которое послужило толчком к первоначальному непослушанию Адама и Евы и которое характерно для падшей природы каждого из их потомков.
В то или другое время большинство великих людей в Библии оказывались лежащими ничком перед Богом. В Бытии 17 дважды записано, что Авраам пал на лице свое перед Господом (стихи 3 и 17). Когда Господь явился Иисусу Навину вблизи Иерихона как Вождь воинства Господня, Иисус Навин пал на лицо свое на землю. Затем ему было велено снять обувь со своих ног (Иисус Навин 5:13-15). Оба поступка — падение на лицо и снятие обуви — выражали поклонение. Именно в позе поклонения Иисус Навин принял указание Господа взять Иерихон. Однако по современным стандартам самое необычное действие описано во 2-ой книге Царств 6:12-14. Когда Давид успешно принес ковчег в Иерусалим, он танцевал перед Господом изо всех своих сил. Поскольку Давид был мужественным человеком, слова «изо всех сил» должны означать чрезвычайно энергичные действия, включавшие каждый орган его тела. Это было самое подходящее выражение его бурной радости и благодарности Богу. Глава заканчивается словом предостережения всякому, кто может отреагировать негативным образом на такое живое выражение поклонения. Жена Давида, Мелхола, раскритиковала его за такую демонстрацию, и, в результате, была лишена привилегии иметь детей. Плотское отношение критики может привести к духовному бесплодию. Я сказал ранее, что само по себе пение не есть акт поклонения, но это утверждение нужно смягчить. В некоторых случаях пение может незаметно перейти в поклонение. С другой стороны, хлопанье в ладоши или танец может часто быть выражением хвалы так же, как и поклонения. Человеческий язык не достаточно чувствителен, чтобы привести точную границу между различными формами поклонения и хвалы.
Почему тело?
Мы можем спросить: почему тело играет такую важную роль в нашем поклонении? В конце концов, Иисус сказал, что мы должны поклоняться в духе и истине (Иоанна 4:24). Ответ заключается в понимании взаимосвязи между тремя элементами, составляющими человеческую личность: духом, душой и телом. (См. 1Фессалоникийцам 5:23). Дух — это часть нашей личности, которая может входить в непосредственный контакт с Богом (См. 1Коринфянам 6:17). Но чтобы выразить себя, дух нуждается в сотрудничестве души — той части, через которую действует воля — которая поэтому принимает решения для всего человека. Душа, в свою очередь, приводит в действие тело. Это иллюстрируется словами Давида в Псалме 102:1: «Благослови душа моя, Господа…» Дух Давида жаждал благословлять Господа, и побуждал его душу принять соответствующее решение. Его душа, в свою очередь, должна была привести в действие его тело — в первую очередь его голосовые органы — чтобы выражать те благословения, которое дух жаждал выразить. Рассматриваемое в этом слове поклонение — это деятельность, в которой дух действует через душу, чтобы произвести соответствующие действия в теле. Если душа и тело не откликаются на побуждение духа, то тело фактически является тюрьмой, в которой дух остается подавленным и неспособным выражать себя. В современной церкви есть массы людей, находящихся в таком состоянии — их дух заключен в тюрьму тела, через которое они не могут свободно выражать себя. Их физическая деятельность в церкви ограничена несколькими обычными движениями. Они входят, садятся, встают и опять выходят. В результате, они едва ли вообще участвуют в высшей деятельности, на которую способен их дух — неограниченное поклонение Творцу. Существует, однако, обратное заблуждение: душа и тело могут «выполнять движения» поклонения без того, чтобы дух инициировал их или участвовал в них. Результат — просто религиозная деятельность, а не истинное поклонение. Библейский образец поклонения требует гармоничного взаимодействия, всех трех частей — духа, души и тела, и чтобы дух давал начало. Именно эта гармония всех наших способностей образует истинную свободу.
Дух неподвижности
Недавно у меня было одно переживание, которое, как я думаю, служит «притчей» для иллюстрации этой ситуации. Я был вместе с группой христиан, ожидая Бога в молитве. Внезапно, безо всякого акта моей воли, мои руки поднялись вверх, и по моему телу прошло несколько конвульсий. Я застеснялся, подумав о том, что станут думать другие. Потом я спросил себя: что важнее, что люди думают или что Бог хочет, чтобы я делал? Я решил отдаться без оговорок тому, что Бог делал. Фактически, большинство остальных людей были слишком поглощены Богом, чтобы замечать, что происходило со мной. Конвульсии длились несколько минут, потом я расслабился, и мое тело обмякло. Бог показал мне, что я освободился от духа «неподвижности» (чего-то, о чем я раньше никогда не слышал). Он также показал мне, когда и как этот дух получил доступ ко мне. Я родился в Индии, в 1915 году, во время, когда медицинское оборудование было относительно примитивным. Местный врач вскоре заметил, что мои ноги были неравной длины. Он порекомендовал держать одну ногу в шине, что и продолжалось несколько месяцев. С тех пор я никогда не мог выполнять некоторые физические движения. Однако после моего освобождения я начал испытывать новую свободу в движениях. Я считаю отрезвляющей ту мысль, что дух неподвижности не давал мне полной свободы в моем теле 79 лет — несмотря на многие физические и духовные благословения, которыми я наслаждался за эти годы.
В течение столетий, я думаю, что-то аналогичное происходило с христианской церковью. Большая часть ее была заражена духом «неподвижности», который не давал христианам переживать свободу и веселье в поклонении, чего Бог желает от Своего народа. В результате наши формы поклонения далеко ушли от образцов, в изобилии представленных в Писании. Что является средством от этого? Во-первых, мы должны вернуться к образцу Писания и понять все виды действий, которыми уместно поклоняться Богу. Затем мы должны дисциплинировать наши души, чтобы они откликались на побуждение нашего духа, и высвободить наши тела во все соответствующие действия. Во многих случаях это может потребовать какого-то духовного освобождения. Если эти слова относятся к вам, не совершите ошибку, которую я едва не совершил, не позвольте смущению или самоосознанию не дать вам прорваться во все, что Бог имеет для вас!
Часть вторая
Дорогой Друг: В этом письме я продолжаю говорить на тему моего предыдущего письма: поклонение. В Псалме 95:8 псалмопевец устанавливает одно основное условие приближения к Богу: несите дары, и идите во дворы Его. В Исходе 23:15 Господь подтверждает: «…пусть не являются перед лицо Мое с пустыми руками».
Существует много различных видов приношений, которые мы можем принести Богу: благодарения, хвалу, деньги, имущество, служение, дела наших рук. Но именно в поклонении мы приносим Богу наше высшее приношение: самих себя. Всякая религиозная деятельность, которая не приводит к посвящению себя Богу, не является истинным поклонением. В различных отрывках Ветхого Завета описывается одно приношение, которое изображает наше посвящение себя Богу — это приношение хлебное (см. Лев. 2:1-11). Здесь содержатся некоторые важные принципы, которые должны направлять нас в нашем поклонении. Если мы хотим, чтобы наше поклонение было угодно Богу, то жизни, которые мы приносим Ему, должны быть «тонко измельченными» — т.е. полностью подчиненными всем Божьим требованиям. Не должно быть ни каких «комков» своеволия или непослушания. Две вещи сопровождали хлебное приношение: елей и ливан (ладан). Елей — прообраз Святого Духа — напоминает нам о нашей зависимости от Святого Духа, чтобы сделать наше приношение приемлемым. Ладан — это благовонная смола, сама по себе не производящая впечатления, но при сжигании дающая характерный аромат. Этот аромат изображает, как наше поклонение восходит к Богу. Из этого приношения лишь пригоршня елея и муки сжигалась в огне Господу: все остальное шло священнику. Однако весь ливан шел исключительно целиком Господу. Это предупреждает нас о том, что никакой человек не должен принимать даже легкого веяния поклонения Божьего народа. Лидеры, позволяющие своим последователям предлагать им что-либо, равнозначное поклонению, попадают под осуждение Божье. Это одна из причин, почему в последние десятилетия некоторые харизматические служения кончили катастрофой. Никакое хлебное приношение не должно было быть смешано ни с квасным, ни с медом (стих 11). В 1Коринфянам 5:8 Павел говорит об «опресноках чистоты и истины». Квасное, следовательно, представляет любую форму неискренности или неистинности. Это подчеркивается даже исключением меда. Мед сладок на устах, но, в отличие от ладана, он не выдерживает огня. При горении он становится черной, клейкой массой. В нашем поклонении мы должны избегать любых преувеличений или любой религиозной фразеологии. Мы не смеем делать никаких заявлений или провозглашений посвящения, которые не пройдут испытания огнем. Наконец, каждое хлебное приношение должно было быть приправлено «солью завета» (стих 13). Бог вступает в постоянные отношения с человеком только на основе завета, то есть взаимного посвящения между Богом и человеком. Поклонение, которое не исходит из посвящения завета, «пресно» и неприемлемо.
Доступ к Богу
В Псалме 99:4 псалмопевец определяет две последовательных фазы в приближении к Богу: «входите во врата Его со славословием (в оригинале Библии — с «благодарением»), во дворы Его — с хвалою». Во-первых, с благодарением мы входим во врата. Затем с хвалой мы проходим через дворы. Таким образом, мы получаем прямой доступ к Богу. Иначе мы можем молиться Богу, и Он услышит нас, но мы молимся с расстояния. Мы будем, как десять прокаженных, описанных в Луки 17:12-19. Мы можем взывать к Иисусу с расстояния, и Он услышит нас и помилует нас, но мы не можем подойти близко к Нему. Показательно, что единственный прокаженный, который фактически подошел к Иисусу близко, был тот, кто вернулся, чтобы воздать Ему благодарность. Иисус сказал ему: «Вера твоя спасла тебя». Все десять прокаженных были исцелены, но только тот, кто воздал благодарность, был также спасен. В Псалме 94:1-7 псалмопевец проводит нас через те же самые две фазы приближения к Богу: благодарение и хвалу. Но затем он ведет нас на один шаг дальше — в поклонение. Стихи 1 и 2 описывают громкую, ликующую хвалу и благодарение. Стихи 3,4 и 5 показывают причину нашей хвалы: великолепие Божьего творения. Но в стихе 6 мы переходим в поклонение: «Придите, поклонимся, и припадем, преклоним колена перед лицом Господа, Творца нашего.» Еще раз мы видим, что поклонение выражается в позе нашего тела — поклоне и склонении колен. Стих 7 открывает причину, почему мы должны поклоняться: «Ибо Он есть Бог наш». Поклонение принадлежит целиком и исключительно Богу. Тот, кому мы поклоняемся, есть наш Бог. Но последняя строчка стиха 7 ведет нас еще на один шаг: «сегодня, если вы услышите Его голос». После громкой, ликующей хвалы предыдущих стихов следует особая тишина, которая приходит только через поклонение. В этой тишине мы слышим только один звук — голос Господа. В такой обстановке Бог может говорить к нам с ясностью и властью, которые не придут никак иначе. Тишина является неотъемлемой частью истинного поклонения. Мы должны прийти к тому месту, где у нас нет никаких молитвенных нужд, никаких личных расписаний и никаких временных границ. Наше единственное желание — это быть в присутствии Бога. То, что последует за ним, должно исходить из Божьей инициативы, а не нашей.
Сидя у ног Иисуса
В Луки 10:38-42 Мария (сестра Лазаря и Марфы) дает нам пример: она села у ног Иисуса и слушала Его слово. Марфа же, с другой стороны, была отвлечена усиленным служением. Она попросила Иисуса сказать Марии помочь ей, но Иисус ответил: «Одно нужно, и Мария избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Сколько преданных служителей Божьих сегодня подобны Марфе, «отвлечены усиленным служением?» Они слишком заняты, чтобы «растратить время на Иисуса, просто сидя у Его ног».
Результат того времени, которое Мария провела у ног Иисуса, описан ниже, в Иоанна 12:3-7. Пока все остальные ученики сидели за столом и ели, Мария, «взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его: «и дом наполнился благоуханием от мира» (ст.3). Это был акт поклонения, выраженного в благоухании, которое наполнило дом. Другие ученики критиковали Марию за ее экстравагантность, но Иисус выразил ей одобрение, говоря: «оставьте ее: она сберегла это на день погребения Моего». Очевидно, Мария была единственным учеником, понимавшим в то время, что Иисус должен был умереть. Не сидя ли у Его ног она поняла эту тайну? Помазывать тело, которое готовилось к погребению, было обычаем, принятым у евреев. В ожидании смерти Иисуса Мария помазала Его тело самым дорогим бальзамом, который был у нее. Она одна имела эту привилегию. Позже другие женщины пришли ко гробу помазать тело Иисуса (см. Марк. 16-1). Но они опоздали! Он уже воскрес из могилы. О, если бы Божий народ сегодня уделял время тому, чтобы сидеть у ног Иисуса! Уж точно мы тогда были бы более экстравагантны в нашем поклонении. Возможно, мы также были бы открыты к особого вида откровению, которое не придет никак иначе.
Образец поклонения на небе
Видение Исайи о серафимах позволяет нам мельком взглянуть на то, как поклонение происходит на небе (см.Исайя 6:1-8). Слово «сераф» непосредственно связано со словом в иврите, означающим «горящий». Серафимы были огненными творениями. У каждого было по шесть крыльев (тогда как у херувимов в Иезекииле 1:6 было по 4 крыла). Поклонение серафимов имело 2 формы: слова из их уст и действия их тел. Своими устами они провозглашали: «Свят, Свят, Свят Господь духов». «Свят» — единственное прилагательное в Писании, применяемое три раза в одном предложении к Господу. Серафимы использовали свои крылья тремя способами: двумя крыльями они закрывали свои лица, двумя они закрывали свои ноги, двумя они летали. Закрытые лица и ноги были актом поклонения. Полет было актом служения. Они использовали четыре крыла для поклонения, и только два — для служения. Божьему народу на земле нужно следовать этому образцу. Во-первых, мы должны поставить в два раза большее ударение на поклонение, чем на служение. Во-вторых, нам нужно признать, что эффективное служение должно исходить из поклонения. Именно в минуты нашего поклонения мы принимаем откровение и направление для нашего служения. В Откровении, главе 4, нас вводят в тронный зал на небе. В этой короткой главе из одиннадцати стихов слово «престол» встречается 14 раз. Именно здесь осуществляется управление Вселенной. Главное ударение — на поклонение. Шестикрылые живые существа, очевидно, соответствуют серафимам видения Исаии. Их тема та же, слово «свят» произносится три раза: «Свят, свят, свят».
В главе 5 внимание сосредоточено на льве из колена Иуды, который есть Агнец закланный, стоящий в центре престола. Его присутствие — это вечное напоминание о том, что победа приходит, когда мы полагаем свою жизнь. Из престола исходят расширяющиеся круги поклонения, которые в конечном счете включают всю вселенную.
Во-первых, там четыре живых создания и двадцать четыре старца, которые падают ниц и поют новую песню (стихи 8-10). Затем там много миллионов ангелов, провозглашающих громким голосом: «Достоин Агнец!» (стихи 11-12). Затем, все остальные создания на небе, на земле, под землей и в море присоединяются к хору, благословляющему Того, Кто сидит на престоле и Агнца (стихи 13-14). Кульминация — финальное «Аминь!» от четырех живых существ и двадцати четырех старцев (стих 14).
Единственный, кто достоин занять центр такого поклонения — это закланный Агнец. Если наше поклонение на земле должно сообразовываться с поклонением на небе, то оно будет сосредоточено на том же: на Сидящем на престоле и на Агнце Иисусе, стоящем перед Ним.
Теги: Дерек Принс, проповеди Дерека Принса, текстовые проповеди Дерека Принса, Дерек Принц
Комментарии 0